Сбор и удаление отходов (ТБО)
В системе санитарной очистки города от ТБО можно выделить два аспекта:
- обеспечение чистоты города;
- снижение количества отходов, направляемых на захоронение (за счет их вовлечения в сортировку, переработку и утилизацию).
Чистота города обеспечивается своевременным сбором и удалением ТБО из тех мест, где они образуются. Чистота, с позиций современных воззрений, является необходимым, но недостаточным показателем эффективности санитарной очистки города. Главный критерий уровня санитарной очистки любого города от ТБО (при обеспечении его необходимой чистоты) — количество отходов, вывозимых на полигон захоронения (в процентах от общего количества образующихся муниципальных отходов). Чем численное значение критерия меньше (т.е. чем больше вовлекается ТБО в переработку), тем выше уровень санитарной очистки.
Сбор ТБО осуществляется в специальные контейнеры-сборники, устанавливаемые на бетонированной или асфальтированной площадке. В Москве наиболее распространены контейнеры емкостью 0,75 м3, 0,8 м3 и 1,1 м3 (рис. 4.1).

Услуги по сбору и удалению ТБО в российских городах и населенных пунктах осуществляют муниципальные спецавтохозяйства и коммерческие предприятия в сроки, регламентируемые санитарными правилами. Режим удаления ТБО согласуется органами коммунального хозяйства с местными учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора (СЭН) и утверждается на основании решений местных административных органов. Периодичность удаления ТБО с территорий домовладений и организаций составляет, как правило, не реже одного раза в три дня (в Москве - ежедневно).
В соответствии с мировой практикой на стадии сбора ТБО должны решаться вопросы минимизации количества захораниваемых отходов — за счет выделения ресурсов, пригодных для вторичного использования.
В европейских странах, США и Японии широко практикуется раздельный сбор отходов в местах их образования, что во многом предотвращает попадание в ТБО как ценных (незагрязненная макулатура, стекло, пластмассы, металлы), так и опасных (отработанные люминесцентные лампы, аккумуляторы, батарейки) компонентов. По разным оценкам, выход селективно собранных отходов потребления составляет 25 - 35% от общего количества образующихся ТБО (иногда - до 50%).
Реализация в европейских городах селективного сбора компонентов ТБО в качестве сырья для вторичного использования основана на организации разъяснительной и информационной работы среди населения (начиная со школьных программ обучения), использовании специальных контейнеров, устанавливаемых в местах образования отходов и сортировочных комплексов для доводки и обработки вторсырья. Раздельный сбор отходов часто стимулируется снижением платы за удаление ТБО (оплачивается в основном вывоз неутилизируемой части ТБО).
Организация селективного сбора ТБО в европейских городах рассмотрена ниже на примере Берлина (Германия).
Для сбора с целью последующей утилизации полезных компонентов ТБО в Берлине используются контейнеры нескольких цветов: синий — для бумаги; коричневый, зеленый и белый - для стекла; желтый контейнер или мешок - для бывшей в употреблении упаковки (на которой нанесен специальный зеленый знак); черный с коричневой крышкой - для пищевых и растительных отходов; серый контейнер для всех остальных отходов. При пользовании контейнерами население Берлина руководствуется требованиями к сортировке отходов по видам (табл. 4.1).
В российских условиях сложно организовать повсеместно селективный сбор у населения полезных компонентов ТБО — главным образом из-за неподготовленности населения, отсутствия современных сортировочных комплексов и специальных контейнеров.
Тем не менее создание пунктов приема вторсырья и организация контейнерного сбора вторсырья - задача актуальная, причем контейнеры целесообразнее использовать для колекгив- но-селекгивного сбора отходов: в один контейнер собирать стекло, металлы, пластмассу и макулатуру. Коллективный продукт затем доставляется на объект сортировки. Возможны и другие варианты не покомпонентного, а по- фракционного сбора муниципальных отходов (подробнее рассматриваются в дальнейшем при прохождении курса).
Цвет контейнера | Что следует бросать | Что не следует бросать |
Синий - для бумаги | Газеты, журналы, упаковку из бумаги и картона | Остатки обоев, грязную бумагу (в т. ч. гигиенич.), покрытую слоем бумагу (напр., восковую, фотобумагу для графики), копировальную бумагу |
Коричневый - для коричневого стекла; зеленый - для зеленого стекла; белый - для белого стекла | Бутылки всех видов для одноразового пользования, банки от мармелада и консервов, упаковку из стекла, сортированную по окраске | Лампочки, керамику и фарфор, зеркала; оконное, ветровое, лабораторное стекло; свинцовый хрусталь |
Желтый контейнер или желтый мешок - для упаковки, на которую нанесен специальный зеленый знак | Упаковку, на которую нанесен спец. зеленый знак; упаковку из белой жести и алюминия (банки из-под консервов и напитков, алюминиевые крышки, фольга); упаковку с многослойной структурой (вакуумная, пакеты из-под сока' и молока); упаковку из пластмассы (стаканчики от йогурта, полиэтилен, пакеты) | Стекло, бумагу и картон; остаточный мусор; громоздкие отходы; вредные вещества; пищевые и растительные отходы; деревянные ящики |
Черный с коричневой крышкой — для пищевых и растительных отходов | Остатки от овощей и фруктов (в т. ч. от апельсинов и грейпфрутов); кофейную гущу и фильтры, использованные пакеты для заварки чая; остатки еды и испорченные продукты (колбасу, мясо, рыбу); увядшие цветы, садовые отходы (а также скошенную траву), оберточную бумагу | Заполненные мешки из пылесоса; золу; текстиль; кожу; обработанное дерево; пеленки; бинты; опилки, использованные домашними животными |
Серый контейнер - для оставшихся отходов | Отходы, не попавшие в другие контейнеры | Громоздкий мусор; отходы металла, дерева и текстиля; вредные вещества (батарейки, лаки, краски, кислоты, медикаменты, средства для борьбы с насекомыми) |
Для транспортировки ТБО в российских городах преимущественно используются собирающие мусоровозы с уплотняющими устройствами (табл. 4.2) типа ФАУН (объем кузова -18 м3, номинальная грузоподъемность - 10,3 т), КО-415 (объем кузова - 23 м3, номинальная грузоподъемность - 9,4 т) и КО-424 (объем кузова - 7,5 м3, номинальная грузоподъемность - 2,9 т). По данным практики, реальная грузоподъемность собирающих мусоровозов составляет 60-80% от номинальной, что во многом объясняется малой эффективностью уплотнения отходов в кузове мусоровоза (из-за неоднородного состава и крупности отходов и недостаточного усилия прессования в реальных условиях эксплуатации мусоровозов; кроме того, контроль заполнения кузова отсутствует, а оценка его заполнения по числу опорожненных контейнеров неточна, так как сами контейнеры могут быть загружены не полностью).
Тип, марка | Масса вывоз. ТБО, кг | Объем кузова м3 | Шасси | Крат ность уплот нения | Время зазгруз., мин. | Габаритные размеры, мм | Полная масса, кг | Высота подъема, мм | Радиус пово рота внешн., м |
КО-424 | 2900 | 7,5 | ЗИЛ- 431412 | 1,85 | 5-7 | 5900x2340x3100 | 8500 | 4500 | 8,9 |
КО-431 | 3600 | 10 | зил- 433622 | 1,8-2,2 | 5-7 | 5900x2340x3100 | - | 5800 | 8,9 |
КО-427 | 7900 | 16 | МАЗ- 5337 | 1,8-2,2 | 12 | 5500x2500x3300 | - | - | 9,5 |
Рико | 10200 | 16 | КАМАЗ 353213 | 2,5-3,0 | 8,4 | 9450x2500x3250 | - | 5410 | 9,7 |
Фаун | 10300 | 18 | КАМАЗ 353213 | 2,5-3,0 | 3,2 | 8450x2500x3440 | 12365 | 5410 | 9,7 |
Фаун | 10300 | 18 | МАН, Мерседес | 2,5-3,0 | 3,2 | 8450x2500x3440 | 12365 | 5410 | 9,7 |
В случае отдаленности от крупного города полигонов захоронения ТБО целесообразна организация двухстадийного удаления муниципальных отходов с использованием мусороперегрузочных станций (МПС), оснащенных стационарными уплотняющими устройствами - компакторами. Собирающие мусоровозы доставляют ТБО на МПС, расположенную в черте города, где ТБО перегружаются в воронку компактора, к которому пристыковывается специальный пресс-контейнер емкостью 20-30 м3 (рис. 4.2).
Полнота заполнения пресс-контейнера определяется изменением усилия прессования на прессующей плите компактора. Заполненный контейнер устанавливается на контейнеровоз — транспортное средство, оснащенное специальным устройством в виде крюка, затягивающего контейнер по направляющим роликам на платформу.
Контейнеровоз осуществляет вывоз ТБО на полигон захоронения. Уплотнение ТБО в стационарных устройствах на МПС решает задачу оптимальной загрузки транспорта при вывозе ТБО на большие расстояния, позволяет уменьшить количество собирающих мусоровозов и снизить расходы на удаление ТБО.

Социальные сети