Вещественный состав автолома - общие сведения
Сбор и переработка отслуживших свой срок автомобилей во многих странах представляет собой актуальную проблему как по экологическим (ликвидация «кладбищ» автомашин), так и по ресурсным (утилизация содержащихся в автоломе материалов) соображениям.
Как следует из практического опыта, переработка автолома наиболее рентабельна для автомобилей, проработавших не более 10 лет1, легко демонтируемых, с относительно небольшой номенклатурой используемых материалов.
Сведения о количестве отслуживших свой срок автомобилей, поступивших на специальные установки для переработки в различных странах, приведены в табл. 7.1.
Степень повторного использования материалов старого автомобиля определяется качеством и составом этого материала, а также применяемой технологией.
Страна |
Год |
|||||
1960 |
1970 |
1980 |
1985 |
1990 |
2000 |
|
США |
- |
9000 |
7000-9000 |
10000 |
10000 |
- |
Великобритания |
- |
700 |
- |
- |
- |
- |
ФРГ |
200 |
900 |
1500 |
1200-1500 |
2000 |
3000 |
Франция |
- |
- |
- |
- |
1000 |
- |
Нидерланды |
- |
- |
36 |
- |
- |
- |
Япония |
- |
- |
- |
2000-3000 |
- |
- |
В США, например, уже в середине 80-х годов автомобили были основным источником черного и цветного металлолома; автолом по количеству регенируемого из него алюминия стоит в США на втором месте после банок из-под напитков (по данным фирмы «Aluminium Со of Amerika», в США из автолома извлекают около 70% содержащегося в нем алюминия). При переработке автолома пока еще обращается должное внимание именно на металлы.
Так, по данным германской практики, при переработке утилизируется 71% автолома (69% составляют черные металлы, 2% - цветные металлы), 29% (50 тыс. т/год) отправляется на свалку (преимущественно неметаллические детали). В Германии к 2015 г. планируется вовлечь в переработку 95% всех отслуживших свой срок автомобилей и при этом возвращать во вторичное использование 98-100% стали, 98100% чугуна, 95% алюминия, 95% свинца, 60% меди и 5-10% пластмасс. По прогнозам, к 2015 г. выход отходов переработки автолома снизится до 5%.
В табл. 7.2 приведен вещественный состав дробленого автолома.
Компонент |
США |
Германия |
Металлы |
75 |
65-84 |
Неметаллы |
25 |
16-35 |
Черные металлы |
- |
67-75 |
Цветные металлы (кроме алюминия) |
- |
3,2-8 |
Алюминий |
- |
2,2-6 |
Стекло |
- |
3 |
Резина |
- |
7 |
Пластмасса |
17 |
6-25 |
Вещественный состав дробленого автолома детально изучался Горным бюро США. Изучались отслужившие свой срок 15 автомобилей производства США и несколько машин Японии, поступивших на внутренний рынок США (модели Honda, Datsun, Nissan, Toyota). Перед дроблением с машин снимали аккумуляторы, топливные баки и шины; дробленый автолом разбирался вручную. Как показала ручная разборка, автолом содержит 76% черных металлов, 6% цветных металлов и 18% неметаллических материалов. Установлено, что тяжелые цветные металлы в основном представлены свинцом аккумуляторных батарей.
Наибольшую ценность в автоломе представляют металлы, в первую очередь цветные (данные о содержании различных цветных металлов в автомобиле приведены в табл. 7.3).
Страна |
Медь и ее сплавы |
Цинк |
Алюминий |
Свинец |
США |
0,9 |
1,56 |
1,4 |
0,6 |
Европейские страны |
1,0 |
2,1 |
1,9 |
0,7 |
Германия |
2-10 |
6-15 |
до 40 |
2 |
В середине 80-х годов в США около 4% от общей массы автомобиля приходилось на алюминий (усредненные данные по массе алюминиевых деталей в конструкции автомобилей разных лет приведены в табл. 7.4).
Таблица 7.4 Содержание алюминиевых деталей (кг) в конструкции автомобилей США
1960 |
1965 |
1975 |
1980 |
1985 |
1990 |
24,5 |
31,8 |
39,5 |
59,4 |
63,5 |
91,0 |
С технологической, экономической и экологической точки зрения наиболее предпочтительны автомобили, состоящие на 30% из алюминия. Вместе с тем зачастую из автолома (после дробления до размера -150 мм) извлекают только черные металлы, остальное отправляется на свалку.
О составе отходов переработки автолома после выделения из него черных металлов можно судить по данным германской практики: после магнитной сепарации остается 25-33% немагнитной фракции, содержащей 2-10% меди, до 2% свинца, 6-15% цинка, до 40% алюминия.
Социальные сети