Аэросепарация при переработке ТБО
Аэросепарация - процесс обогащения в движущейся газовой (воздушной) среде, основанный на использовании различий в плотности компонентов и их скорости витания.
Аэросепарацию (пневмосепарацию) применяют при обогащении полезных ископаемых (угля, асбеста) и техногенного сырья (ТБО, дробленого электрокабельного лома - удаление неметаллических компонентов, дробленого демеркуризованного стеклобоя отработанных ртутных ламп, других отходов). Аэросепарация эффективна для обеспыливания материалов, а также для выделения тонких классов крупности при сухом измельчении строительных материалов (воздушный сепаратор работает в замкнутом цикле с аппаратом измельчения).
Аэросепарацию при обогащении ТБО применяют для разделения потока отходов на легкую и тяжелую фракции (это необходимо, прежде всего, по условиям технологии извлечения металлов), а также для выделения горючих компонентов для последующей термической переработки, хотя в принципе возможна не только энергетическая утилизация легких компонентов. Кроме того, аэросепарацию применяют для очистки от примесей компоста, полученного из ТБО.
При аэросепарации ТБО в легкую фракцию переходят макулатура, полимерная пленка, некоторые текстильные компоненты (в основном синтетические), уличный смет и т.п. Рекомендуемая крупность аэросепарации ТБО - 250 мм.
На поведение легких компонентов ТБО в процессе аэросепарации решающее влияние оказывает подъемная аэродинамическая сила - равнодействующая всех сил (нормальных и тангенциальных), распределенных по поверхности частицы, находящейся в воздушном потоке. Аэродинамическая сила зависит как от параметров частиц (форма, размеры, состояние поверхности, положение в потоке), так и от параметров воздушного потока и пневмосепарирующей системы в целом (скорость воздуха и ее направление, степень турбулентности, равномерность скоростного потока, ширина струи).
Расчет необходимой скорости воздуха, обеспечивающей разделение
ТБО на две фракции - легкую и тяжелую, можно производить приближенно по скорости витания компонентов легкой фракции, вычисляемой с применением графоаналитического метода.
На одиночную частицу, падающую в воздушной среде, действуют сила тяжести, направленная вниз и определяемая объемом V и плотностью рт твердой частицы:
и вторая сила,’ направленная вверх, - сила аэродинамического сопротивления среды Fс, которая выражается квадратичным законом сопротивления Ньютона:
Под скоростью витания понимают конечную скорость, которую приобретает частица (компонент) при свободном падении, когда силы тяжести и сопротивления среды уравновешиваются.
При условии равновесия сил Fт и Fс
где δт - толщина пленочного материала (например макулатуры, полимерной пленки), м.
Для определения скорости витания необходимо вычислить коэффициент лобового сопротивления СА, характеризующий способность частицы сопротивляться воздушному потоку. В общем случае он зависит от критерия режима движения Rе, от фактора К, учитывающего влияние формы частицы (δт , lт), концентрации частиц β и геометрических характеристик аппарата L и частиц L/δт и L/lт.
Коэффициент сопротивления СА зависит также от положения компонента в потоке воздуха (от его ориентации по отношению к направлению движения). Однако в основном значение СА определяется критерием режима движения и является функцией безразмерного числа Рейнольдса Rе.
Число Рейнольдса характеризует режим движения тел в жидкой среде (турбулентный или ламинарный) и, соответственно, преобладание того или иного вида сопротивления (динамического сопротивления среды или сопротивления вязкости среды). Число Рейнольдса - безразмерная величина, равная отношению сил инерции к силам вязкости:
Исходя из подобия физических явлений в движущейся жидкости и газе и их воздействия на обтекаемые ими тела, коэффициент сопротивления С<А можно выразить в виде критериальной зависимости от числа Рейнольдса:

Для определения скорости витания Wв с использованием числа Рейнольдса Rе можно применить графический метод П.В. Лященко, который для практических расчетов ввел параметр Rе2·СА и построил диаграмму зависимости Rе2·СА от Rе (рис. 5.79). Пользуясь графиком Rе2·СА = f (Rе), по найденному значению Rе2·СА определяют Rе и по нему вычисляют скорость Wв.
Значение Rе2·СА можно найти путем математического преобразования, исключив Wв и lт из уравнения числа Рейнольдса и коэффициента сопротивления:
Заменяя Fс на Fт (Fс= Fт, получаем:
Пользуясь установленными зависимостями, определяем параметр Rе2·СА = f (Rе) и по диаграмме П.В. Лященко находим число Рейнольдса Rе, с помощью которого вычисляем скорость витания:
При аэросепарации используются два основных способа разделения компонентов: в горизонтальном потоке воздуха (направление воздуха перпендикулярно действующей на компоненты силе тяжести) и в вертикальном потоке воздуха (направление воздуха противоположно направлению действующей на компоненты силе тяжести). Соответственно в аэросепараторе компоненты легкой фракции транспортируются воздухом в горизонтальном или вертикальном направлении.
Расчеты позволяют получить выражение для определения теоретической рабочей скорости воздуха в процессе аэросепарации:
в вертикальном потоке воздуха
в горизонтальном потоке воздуха
где l — смещение частиц в горизонтальном потоке воздуха, равное примерно 20 lт, м (lт — линейные размеры частицы); h - высота рабочей зоны сепарации, м.
Рассчитываемая на основании двух последних выражений теоретическая рабочая скорость воздуха составляет для сепарации ТБО в вертикальном потоке 5 м/с, в горизонтальном — 2,5 м/с. Практически для обеспечения эффективности процесса разделения ТБО на две фракции - легкую и тяжелую - скорость воздуха должна быть увеличена в 1,5-2 раза.
Технология аэросепарации российских ТБО разработана в ВИВР (Всероссийском институте вторичных ресурсов, ныне НИЦПУРО - Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами).
На рис. 5.80-5.83 представлены лабораторно-укрупненные установки аэросепараторов с горизонтальным и вертикальным потоками воздуха.
Укрупненно-лабораторная установка аэросепаратора с горизонтальным потоком воздуха (рис. 5.80 и 5.81) состоит из следующих основных узлов: 1 — металлическая рама; 2 — осевой вентилятор; 3 — жалюзийная заслонка для регулирования скорости потока воздуха в пределах от 0 до 5 м/сек; 4 - зона выравнивания скорости потока воздуха; 5 - загрузочное устройство; 6, 8 и 9 - рабочая зона, выполненная в виде ряда последовательно соединенных секций прямоугольного сечения с донной разгрузкой фракций (зона разделения, промежуточная зона и осадительная камера). Для замера скорости воздуха в рабочей зоне аэросепаратора предусмотрены отверстия 7. Замеры скорости (динамического давления) воздуха можно производить с помощью пневмометрической трубки конструкции института «Гинцветмет» и микроманометра типа ММН. Аэросепаратор изготовлен из металла, а непосредственно камера разделения - из оргстекла (для возможности наблюдения процесса сортировки).


1 — рама; 2 — осевой вентилятор; 3 - жалюзийная заслонка; 4—зона выравнивания скорости воздуха; 5 — загрузочное устройство; 6- зона разделения; 7 — точки для замеров скорости воздуха; 8 — промежуточная зона; 9 — осадительная зона
В соответствии с размерами рабочей зоны аппарата максимальная крупность материала составляет 80x80 мм (сечение камеры разделения 1,1x0,1 м). Производительность сепаратора лимитируется его загрузочным устройством и составляет около 1 кг/мин.
Подлежащий сепарации материал с помощью загрузочного устройства подается в камеру разделения, где горизонтальным потоком воздуха определенной скорости из него выдуваются компоненты низкой плотности. При сепарации получаются три продукта: концентрат (наиболее легкая фракция, выносимая потоком воздуха в осадительную зону 9), промпродукт (фракция промежуточной плотности, выделяемая в осадительной зоне 8) и хвосты (тяжелая фракция, не отклоняемая потоком воздуха и попадающая в нижнюю часть камеры разделения). Концентрат и промпродукт, при необходимости объединяемые вместе (в один продукт), составляют легкую фракцию.
Укрупненно-лабораторная установка аэросепаратора с вертикальным потоком воздуха (рис. 5.82 и 5.83), включает следующие основные узлы: 1 - дутьевой вентилятор; 2 - заслонку, регулирующую расход воздуха в пределах скорости от 0 до 6,5 м/сек; 5 - вертикальную камеру разделения, состоящую из нижней цилиндрической трубы и верхней части, образованной двумя элементами усеченной конической формы; 6 - загрузочное устройство; 7 - осадительную камеру циклонного типа; 8 и 9 - разгрузочные устройства, соответственно, легкой и тяжелой фракции. Для замера скорости воздуха в рабочей зоне аэросепаратора предусмотрены отверстия. Аэросепаратор изготовлен из оргстекла.
В соответствии с минимальным диаметром рабочей зоны сепаратора максимальная крупность материала в опытах составляет 160-180 мм. Производительность вертикального сепаратора, как и горизонтального, лимитируется его загрузочным устройством и составляет около 5 кг/мин.
Аэросепаратор работает следующим образом: воздух с помощью вентилятора 1 через заслонку 2 и узел подвода воздуха 3 подается снизу в цилиндрическую камеру разделения 4 и движется вверх, образуя в ней вертикальный поток. Подлежащий сепарации материал подается загрузочным устройством 6 в зону минимальной скорости (камеру разделения 5), образуемую основаниями элементов усеченной конической формы, где из него вертикальным потоком воздуха выдуваются вещества низкой плотности (преимущественно макулатура, полимерная пленка, текстиль). Тяжелая фракция выводится из сепаратора снизу цилиндрической части камеры разделения (через разгрузочное устройство 9). Некоторые компоненты легкой фракции, которые при попадании в верхнюю часть камеры разделения 5 не успели отделиться от тяжелой фракции и увлекаются последней вниз, поступают в нижнюю часть камеры разделения 4 в зону большей скорости воздуха и выносятся вверх, попадая в конечном итоге в осадительную камеру 7 установки. Иными словами, конструкция сепаратора предусматривает увеличение скорости вертикального потока воздуха вверх и вниз от зоны разделения (вблизи загрузки материала), обеспечивает чистоту разделения материала на компоненты и полноту их извлечения, т.е. эффективность сепарации. При этом соотношение диаметров оснований элементов усеченной конической формы рабочей зоны разделения составляет 1:2:1,5, а соотношение их высот-2:1 (сверху вниз).
Основными факторами, влияющими на технологические показатели аэросепарации, являются скорость воздуха, крупность материала и его влажность. Все три фактора влияют главным образом на извлечение картона, ламинированной бумаги и текстиля из натуральных волокон.
Влияние влажности на показатели процесса зависит от его характера. Большее влияние влажность оказывает при сепарации в вертикальном потоке воздуха: как следует из рис. 5.84, при аэросепарации макупатуро- содержащих компонентов в вертикальном потоке воздуха извлечение картона и ламинированной бумаги с повышением влажности резко снижается, при аэросепарации в горизонтальном потоке сохраняется на высоком уровне (скорость воздуха и крупность материала постоянны).


1 - дутьевой вентилятор; 2 - заслонка; 3 - узел подачи воздуха; 4 - цилиндрическая часть камеры разделения; 5 - камера разделения; 6-загрузочное устройство; 7-осадительная камера; 8-разгрузочное устройство легкой фракции; 9 -разгрузочное устройство тяжелой фракции.

1 — ламинированная бумага (молочные пакеты); 2 — газетная бумага; 3 - картон

1 - 10%; 2 - 20%; 3 - 30%; 4 - 40%; 5 - 50%; 6 - 60%
Влияние влажности на извлечение в легкую фракцию газетной бумаги при аэросепарации в горизонтальном потоке воздуха наглядно демонстрирует график, представленный на рис. 5.85, из которого следует, что с повышением влажности извлечение бумаги снижается, но сохраняется на достаточно высоком уровне, составляя 92-82% при скорости воздуха около 5 м/с и изменении влажности от 20 до 60% (при влажности 0-10% извлекается до 100% газетной бумаги).

1 — газетная бумага; 2 - пленочные пластмассы; 3 — ламинированная бумага (молочные пакеты); 4 - макулатура; 5 — текстиль; 6 — картон
При аэросепарации в горизонтальном потоке воздуха искусственной смеси ТБО (воздушно-сухое состояние) в легкую фракцию извлекается преимущественно газетная и ламинированная бумага, а также пленочные пластмассы (рис. 5.86); оптимальная скорость воздуха - около 5 м/с. Содержание макулатуры в легкой фракции достигает 75% (повышается по сравнению с исходным почти в 2 раза). Извлечение в легкую фракцию всех компонентов с повышением влажности (скорость 5 м/с) монотонно снижается (рис. 5.87). С повышением влажности селективность процесса аэросепарации несколько возрастает и содержание макулатуры в легкой фракции при влажности 4050% возрастает до 80% (в случае сепарации сухих смесей - 75%). Состав тяжелой фракции (хвостов) аэросепарации с повышением влажности ТБО несколько изменяется вследствие больших потерь в ней текстильных компонентов и картона. Содержание пищевой части в тяжелой фракции устойчиво сохраняется на уровне 60-65% при извлечении более 95%.

1 - ламинированная бумага (молочные пакеты); 2 — газетная бумага; 3 - пленочные пластмассы; 4 - макулатура; 5 - картон; 6 — текстиль

1 - полимерная пленка; 2 -газетная бумага; 3 -макулатура; 4 -ламинированная бумага (молочные пакеты); 5 -текстиль; 6 - картон
Аэросепарация ТБО в вертикальном потоке воздуха по сравнению с разделением в горизонтальном позволяет получить более чистый по содержанию макулатуры продукт, но при значительно меньшем извлечении. При сепарации влажных ТБО в легкую фракцию переходит преимущественно один из видов макулатуры - газетная бумага. Как видно из рис. 5.88, извлечение макулатуры (кривая 3) снижается с 55% (воздушно-сухое состояние) до 43% (влажность 60%), а содержание возрастает (с 78 до 88%). Таким образом, селективность процесса аэросепарации в вертикальном потоке воздуха выше, чем в горизонтальном.

Наилучшим образом естественные свойства ТБО как объекта сепарации используются при последовательной аэросепарации в вертикальном и горизонтальном потоке воздуха (рис. 5.89), когда питанием горизонтального аэросепаратора является тяжелая фракция вертикального. При аэросепарации влажных ТБО уже после первой стадии процесса в значительной степени происходит подсушка материала (содержание влаги снижается на 10-20%, при необходимости возможно использование подогретого воздуха), что способствует доизвлечению во второй стадии плотных разностей макулатуры (картон, ламинированная бумага). Однако практическая реализация двухстадийной аэросепарации ТБО существенно усложняет объемно-планировочные решения цеха сортировки, поэтому она может включаться в технологические схемы обогащения ТБО в тех редких случаях, когда требуется, например, максимальное извлечение макулатуры для вторичного использования. В случае направления легкой фракции на сжигание технологически оправдана одностадийная аэросепарация.
Следует отметить, что процесс аэросепарации в зависимости от состава сепарируемого сырья и технологических задач можно регулировать с помощью формирования соответствующих скоростных полей воздушного потока. Так, выбирая необходимый скоростной профиль горизонтального потока воздуха, можно при обогащении легкой фракции, полученной в вертикальном сепараторе, значительно повысить содержание в продукте полимерной пленки.
Наиболее эффективен процесс аэросепарации при скорости горизонтального потока воздуха 0,9 м/с в верхней части камеры разделения и 1,25 м/с - в нижней, причем для интенсификации процесса разделения материалов, близких по плотности и аэродинамическим характеристикам, физические свойства компонентов легкой фракции направленно регулируются увлажнением материала (оптимальная влажность материала - около 40%). Как показывают кривые обогатимости (рис. 5.90), аэросепарация в потоке воздуха с переменной по сечению скоростью обеспечивает большую селективность процесса по сравнению с обычным режимом - при одном и том же выходе концентрата извлечение пленки всегда выше, а ее загрязнение бумагой заметно меньше (кривая 3 лежит выше кривых 1 и 2). Снижение выхода продукта, обогащенного полимерной пленкой (при сохранении высокого извлечения), весьма важно дня последующих операций доводки такого продукта.

1 -равномерный поток со скоростью 0,9м/с; 2 -равномерный поток со скоростью 1,25 м/с; 3 - неравномерный поток (скорость в верхней части-0,9 м/с, в нижней-1,25 м/с)
Ниже рассмотрены наиболее типичные конструкции аэросепараторов, применяемых при обогащении ТБО.
Для сортировки городских отходов в горизонтальном потоке воздуха представляют интерес сепараторы, запатентованные в США и ФРГ (рис. 5.91 и 5.92) и предназначенные для разделения дробленых отходов.
В сепараторе США отходы обрабатываются в измельчителе 2 с рабочим колесом 3, вращающемся на валу 1. Измельченные отходы подхватываются горизонтальным потоком воздуха. Наиболее тяжелые материалы (металлические банки, резина, камни) поступают на конвейер 9, более легкие (мокрое дерево, неметаллические предметы) - на конвейер 8, предметы из алюминия и других подобных материалов — на конвейер 7. Макулатура, текстиль и т.п. подхватываются потоком воздуха и выносятся в трубу 5, куда дополнительно вентилятором 4 подается воздух, направляемый затем в топку. Для предотвращения смешивания отходов между конвейерами устанавливаются разделительные направляющие вставки 6 и 10.

1 — вал; 2 - приемная воронка; 3 - измельчитель; 4 - вентилятор; 5 — труба; 6 и 10- направляющие вставки; 7, 8, 9 — конвейеры

1 - вентилятор; 2 — приемная воронка; 3 - вибропитателъ; 4 - система рециркуляции воздуха; 5 — циклон; 6 и 9 — подвижные перегородки;
— перегородка; 8, 10 и 11 — сборники материала

1 и 13- вентиляторы; 2- приемная воронка; 3 -конвейер; 4- лопасти (рифли); 5 - камера разделения; 6 - канал; 7, 10 – сортировочные колонны; 8, 9- горловины; 11, 12- наклонные решетки
Устройство, запатентованное в ФРГ (см. рис. 5.92), снабжено системой циркуляции воздуха 4 и камерой, выполненной в виде трубы, с загрузочным бункером 2, в который измельченный материал подается вибропитателем 3. Материал, подхваченный горизонтальным потоком воздуха от вентилятора 1, разделяется на три фракции и удаляется в сборники 8,10 и 11, а наиболее легкие компоненты выносятся в циклон 5. Для регулирования сепарации внутри камеры между разгрузочными отверстиями установлены подвижные перегородки 6 и 9. Изменением высоты перегородки 7 регулируется вынос мелких частиц в циклон 5.
Характерные конструкции аэросепараторов вертикального типа представлены на рис. 5.93 и 5.94.
В США запатентован мношсекционный вертикальный аэросепаратор (см. рис. 5.93) для измельченных ТБО. Отходы засыпаются в бункер 2 и перемещаются в сепарирующую камеру 5 с помощью конвейера 3 с лопастями 4. Поступающий в камеру материал поднимается движущимся вверх потоком воздуха от вентилятора 1 в суживающийся проход 6. Отходы из узкой горловины 8 поступают внутрь первой сортировочной колонны 7, где поднимающийся снизу поток воздуха от вентилятора 13 производит первую очистку. Легкая фракция материала поднимается воздушным потоком через сужающуюся горловину 9 во вторую сортировочную колонну 10. Тяжелая фракция удаляется по наклонным решеткам 11 и 12 на конвейер. Число сортировочных колонн устанавливается в зависимости от требуемой чистоты материала. Установка снабжена системой циркуляции воздуха.
На рис. 5.94 представлена схема вертикального аэросепаратора зигзагообразного типа для разделения дробленых отходов. Конструкция аэросепаратора обеспечивает повышение эффективности разделения за счет лучшего рыхления материала и его разъединения на отдельные компоненты в рабочей зоне сепарации в условиях стесненного падения материала при его пересечении в различных направлениях организованным потоком воздуха.

1 — приемная воронка; 2, 4, 5 — шиберная заслонка; 3 — роторный питатель; 6 — приемник; 7 — патрубок
Разновидностью аэросепарации является вибровоздушная сепарация. Воздух, подаваемый через перфорированную вибрирующую деку, и колебания деки обеспечивают разрыхление материала и его разделение по плотности с одновременной транспортировкой легких и тяжелых компонентов в противоположных направлениях к разгрузочным концам деки (рис. 5.95). Для повышения эффективности разделения дека устанавливается наклонно; угол наклона должен обеспечивать беспрепятственный подъем тяжелых компонентов в верхнем направлении (при данной амплитуде и направлении колебаний деки).
Вибровоздушная сепарация нашла практическое применение при переработке дробленого электрокабельного лома в США, Франции, Швеции, ФРГ, а также в России. Фирма Орфа (Швейцария) впервые применила вибровоз- душную сепарацию для разделения сухих мелкодробленых узкокласси- фицированных фракций ТБО (-1 мм; -3+1 мм; -10+3 мм) с получением из каждого класса двух продуктов; в одном из них сконцентрированы тяжелые инертные компоненты (смесь стекла, керамики, камней), в другом - более легкие (смесь пластмассы, резины и дерева). Тяжелую фракцию рекомендуется использовать в технологии свалки или в дорожном строительстве, легкую (пластмасса, резина, дерево) - в производстве стали или для изготовления покрытия для полов.

1 — перфорированная дека; 2 — вибратор; 3 и 4 — емкости (соответственно, для легкой и тяжелой фракции)
Социальные сети