+7 (495) 12-83-623

пн-пт с 900 до 1800

logo

Зимняя уборка городских территорий

Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспечение нормальной работы городского транспорта и движения пешеходов. Уборка городских территорий зимой трудоемка. Сложность организации уборки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, зависящей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего снега, а также от температурных условий. Городские территории зимой убирают в два этапа:

  • 1) расчистка проезжей части улиц и проездов;
  • 2) удаление с городских проездов собранного в валы снега.

Уборка улиц зимой состоит из таких работ:

  • своевременной очистки проезжей части от выпавшего снега и борьбы с образованием уплотненной корки;
  • ликвидации гололедов и борьбы со скользкостью покрытий улиц;
  • удаления снежно-ледяных накатов и уплотнений снега, а также снежных валов с городских улиц (вывоз на свалку, складирование, снегосплавов и снеготаяние).

Кроме того, необходимо расчищать перекрестки, остановки городского транспорта, зачищать лотки после погрузки снега, убирать улицы в бесснежные дни.

Выполнение снегоочистительных работ возможно при условии строгого соблюдения технологических режимов, которые обусловливают зависимость времени работы машин от начала снегопада, что требует практически круглосуточной готовности машин к работе. Поэтому в городах средней зоны и Крайнего Севера на период снегопадов рекомендуется предусматривать круглосуточное дежурство пескоразбрасывателей и плужно-щеточных снегоочистителей. Число таких машин должно быть минимальным и обеспечивать уборку только наиболее ответственных магистралей, отличающихся особенно напряженным движением транспорта, в первую очередь городского пассажирского. Остальные пескоразбрасыватели и плужно-щеточные снегоочистители должны работать в 1,5 смены. При этом необходимо, чтобы время их работы совпадало с часами наиболее интенсивного движения транспорта. Все другие машины, применяемые при зимней уборке, должны работать также в 1,5 смены.

В связи с тем что пескоразбрасыватели и плужно-щеточные снегоочистители заняты только часть рабочего времени (в часы снегопада), для рационального использования водительского состава рекомендуется закреплять за водителями пескоразбрасывателей, плужно-щеточных снегоочистителей и машин, оборудованных совками, работающих в периоды между снегопадами, скалыватели-рыхлители, роторные снегоочистители и другие машины. Как показывает практика работы эксплуатационных хозяйств, в промежутке между снегопадами наиболее квалифицированную часть водительского состава можно использовать для технического обслуживания и ремонта уборочной техники.

Для определения сроков удаления снега с городских дорог и проведения работ по борьбе со скользкостью улицы делят на три категории:

  • I — выездные магистрали; все улицы с интенсивным движением, имеющие троллейбусные и автобусные линии; улицы, имеющие уклоны, сужение проездов, где снежные валы особенно затрудняют движение транспорта;
  • II — улицы со средней интенсивностью движения городского транспорта; площади перед вокзалами, зрелищными предприятиями, магазинами, рынками и прочими местами с интенсивным пешеходным движением;
  • III —улицы города с небольшой интенсивностью движения транспорта.

Снегоочистка. Основной способ удаления снега с покрытий городских дорог — подметание и сгребание его в валы плужно-щеточными снегоочистителями. Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на набережных рек, загородных и выездных магистралях, а также на расположенных вдоль проездов свободных территориях. Кроме того, шнекороторными очистителями, оборудованными направляющими желобами, снег перекидывают или укладывают на газоны и полосы зеленых насаждений.

Очистка части улиц до асфальта одними снегоочистителями может быть обеспечена только при сравнительно малой интенсивности движения городского транспорта (не более 120 маш/ч). При большей интенсивности движения, как правило, нельзя предотвратить образования уплотненного снега без применения химических материалов на покрытиях дорог. Химические материалы препятствуют уплотнению и прикатыванию свежевыпавшего снега, снижают величину сил смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия, но их можно применять только при интенсивности снегопада не менее 0,5 мм/ч (в пересчете на воду), так как в противном случае на дорожном покрытии образуются растворы реагентов.

Применение химических материалов дает положительный эффект при хорошем перемешивании реагентов со снегом, которое может быть достигнуто при движении транспортных средств интенсивностью более 100 маш/ч. Городские дороги с интенсивностью движения транспорта менее 100 маш/ч, а также при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/ч убирают без применения химических материалов путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями.

Таблица 2.2. Основные показатели технологического процесса снегоочистки

Режим

Интенсивность

снегопада,

мм/ч

Температура снега, 0С

Норма расхода реагента, г/м3

Продолжительность этапов, ч

выдержка

обработка реагентами

интервал

сгребание и сметание

всего

Первый цикл

1

0,5—1

Выше —6 —6...—18 Ниже —18

15

25

35

0,75

1

3

3

7,75

2

1-3

Выше —6 —6...—18 Ниже —18

15

25

35

0,25

1

3

4,25

3

Свыше 3

Выше —6 —6...—18 Ниже —18

15

25

35

0,25

1

-

1,5

2,75

Последующие циклы

1

0,5-1

Выше —6 —6...—18 Ниже —18

15

25

35

-

1

3,75

3

7,75

2

1-3

Выше —6 Ниже —18

15

-

1

0,25

3

4,25

3

Свыше 3

Выше —6 —6...—18 Ниже —18

15

25

35

-

1

0,25

1,5

2,75

При интенсивности снегопада более 0,5 мм/ч и температуре выше —6 "С добавляют 20 г/м2 химических реагентов, а при температуре ниже —6 °С — 30 г/м2. Основные показатели технологического процесса снегоочистки при различных температурах и интенсивности снегопада приведены в табл. 2.2.

Первый цикл работы снегоочистителя выполняется в течение часа после начала снегопада, а последующие — каждые 1,5 ч. По окончании снегопада снег сгребают и подметают. Каждый цикл обработки дорожного покрытия разбит на этапы: выдержку, обработку химическими реагентами, интервал, сгребание и подметание снега.

Выдержка — время от начала снегопада до момента внесения реагентов в снег — зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха и принимается такой, чтобы полностью исключить образование на дорожном покрытии растворов при контактировании снега и реагентов.

Интервал — период между посыпкой химических реагентов и началом обслуживания. Интервал выдерживают только при снегопадах незначительной интенсивности. При выполнении работ первого цикла выдерживать интервал следует только при снегопаде интенсивностью 0,5... 1 мм/ч.

При взаимодействии с реагентами снег, сохраняя свойства сыпучести, не подвергается уплотнению и прикатыванию, благодаря чему при работе плужно-щеточных снегоочистителей достигается высококачественная уборка дорожных покрытий. Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях, где это представляется возможным, для наилучшего использования ширины проезжей части, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега располагают по середине двустороннего проезда. Число снегоочистителей зависит от ширины улиц, т. е. для предотвращения разбрасывания промежуточного вала и прикатывания его колесами проходящего транспорта за один проезд должна быть убрана половина улицы. На улицах с двусторонним движением первая машина делает проход по оси проезда, следующие двигаются уступом с разрывом 20...25 м (рис. 2.3). Полоса, очищенная идущей впереди машиной, должна быть перекрыта на 0,5...1 м. Маршруты работы снегоочистителей выбирают так, чтобы сгребание и сметание начинались с проездов с наиболее интенсивным движением, а также имеющих торговые и административные центры до начала работы этих учреждений.

Схема работы колонны плужно-щеточных снегоочистителей
Рис. 2.3. Схема работы колонны плужно-щеточных снегоочистителей

На наиболее широких магистралях при снегопадах большой интенсивности для повышения качества работ целесообразно на полосах дорожных покрытий, расположенных ближе к лотку, сначала выполнять сгребание, а затем подметание. В этом случае идущая впереди машина работает одним отвалом, сгребая снег, а подметает следующая за ней с поднятым отвалом. Для уменьшения периода работы плужно-щеточных снегоочистителей операцию механизированной снегоочистки можно ограничить одним сгребанием, что позволяет увеличить производительность в 1,5 раза.

В особых эксплуатационных условиях (подъемы городских дорог, подъезды к мостам, туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием, необходимо применять пескосоляную смесь. Норма распределения пескосоляной смеси в этом случае составляет 150...200г/м2 при температуре выше — 6 0С и 250...300 г/м2 при более низкой температуре.

При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует уделять расчистке перекрестков и остановок городского транспорта. При расчистке перекрестков машина движется перпендикулярно валу, а при расчистке остановок и подъездов — сбоку, захватывая лишь его часть. Число проходов машины зависит от площади поперечного сечения вала. Собранный снег сдвигается в расположенный рядом вал или на свободные площади.

В последнее время все большее применение получает интенсивная технология снегоочистки проезжей части городских дорог. Сущность интенсивной технологии состоит в использовании двух прогрессивных методов.

Во-первых, это применение специального реагента ХКФ или неслеживающейся смеси в качестве технологических материалов и тем самым замена ими пескосоляной смеси. Основной эффект достигается путем резкого (почти в 10 раз) сокращения удельного расхода технологических материалов.

Кроме этого, снижается засорение дорог пескосоляной смесью, большое количество которой остается в прилотковой полосе и должно вывозиться в кратчайшие сроки. Во-вторых, это использование для распределения технологических материалов машин, которые снабжены также плужно-щеточным снегоочистительным оборудованием.

После распределения технологических материалов машина может применяться для снегоочистки, так как операции выполняются последовательно. Таким образом, данная машина позволяет применить принцип совмещения профессий и тем самым резко повысить производительность труда механизаторов и показателей использования техники.

Удаление уплотненного снега и льда. Уплотненный снег с дорожных покрытий убирают автогрейдером, снабженным специальным ножом гребенчатой формы, или скалывателями-рыхлителями. Снег удаляют складированием в прилотковой части проезда или на площадях, свободных от застройки. Кроме того, снег можно ссыпать в люки обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной канализации. Рекомендуемые сроки вывоза снега приведены в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Рекомендуемые сроки вывоза снега, ч

Категория улиц

Количество выпавшего снега, мм, не более

5

10

15

I

48

72

96

II

72

96

120

III

96

120

144

В транспортные средства снег грузят снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями в следующем порядке. Снегопогрузчик движется вдоль прилотковой части улицы в направлении, противоположном движению городского транспорта. Находящийся под погрузкой самосвал также движется задним ходом за погрузчиком. После загрузки самосвал вливается в общий поток транспорта, не мешая ему. Движение самосвала задним ходом и работа погрузчика создают повышенную опасность для пешеходов. В связи с этим в процессе погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежурный рабочий, который руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы машины. Рабочие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специальные жилеты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы повышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в направлении движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный снегоочиститель обслуживает один рабочий, ответственный за безопасность проведения работ. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода снегопогрузчиков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности дорожного покрытия с помощью скалывателей-рыхлителей или путем использования различных химических материалов.

Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также метод пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно использовать профилактический метод, но его применение возможно только при своевременном получении сводок метеорологической службы о возникновении гололеда. После получения сводки необходимо обработать дорожное покрытие химическими реагентами из расчета 15...20 г/м2. Чтобы реагенты не разносились колесами транспортных средств, их разбрасывают непосредственно перед возникновением гололеда. При такой обработке ледяная пленка по поверхности дорожного покрытия не образуется, дорога делается лишь слегка влажной.

Для устранения скользкости дорожное покрытие обрабатывают пескосоляной смесью. На дорогах с интенсивностью движения транспортных средств более 500 маш/ч необходимо при сохранении гололедных пленок через 2...3 ч повторять обработку пескосоляной смесью. Перекрестки, подъемы, въезды на мосты обрабатывают выборочно через каждый час после первой посыпки.

Обработку дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с гололедом начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. II и III категорий, а заканчивают на улицах I категории. Такой порядок работы в наилучшей степени способствует сохранению реагентов на поверхности дороги. Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц I категории, затем посыпают улицы II и III категорий. Параллельно необходимо проводить внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрестков, подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц I категории не должна превышать одного часа. Для ускорения производства работ по борьбе с гололедом и скользкостью следует обрабатывать дороги только В полосе движения, на которую приходится примерно 60...70 % ширины проезжей части улицы.

При борьбе с гололедом или с образованием снежно-ледяных накатов широко применяют химические реагенты, водные растворы которых замерзают при низких температурах. Температурные условия определяют выбор материалов (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Область применения химических материалов

Технологическая операция

Материалы, применяемые при температуре, °С

выше —15

ниже —15

Снегоочистка дорожных покрытий подъемов, въездов на мосты и т. д.

Неслеживающаяся смесь

Пескосоляная смесь на основе хлористого натрия

Хлористый кальций

Пескосоляная смесь на основе хлористого кальция

Борьба с гололедом

методом:

профилактическим

Неслеживающаяся смесь или хлористый калий, ингибированный фосфатами

То же

пассивным

Пескосоляная смесь на основе хлористого натрия или хлористый калий, ингибированный фосфатами

Пескосоляная смесь на основе хлористого кальция или хлористый калий, ингибированный фосфатами

Скалывание льда методом:

профилактическим

Хлористый калий, ингибированный фосфатами

Хлористый калий, ингибированный фосфатами

пассивным

Неслеживающаяся смесь при крупности кристаллов 7 мм

Хлористый кальций при крупности кристаллов 7 мм

Таблица 2.5. Нормы времени на пробег автомобилей

Группа дорог

Характеристика дорог (тип дорожного покрытия)

Расчетная скорость пробега автомобиля, км/ч

Норма времени на 1 км пробега, ч

Работа за городом

I

Усовершенствованные покрытия (асфальтобетонные цементно-бетонные, брусчатые, гудронированные, клинкерные)

42

0,0263

II

Твердые покрытия (булыжные щебеночные, гравийные и грунтовые улучшенные)

33

0,0334

III

Естественные грунтовые

25

0,0441

Работа в городе

Независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей грузоподъемностью:

до 7 т (автоцистерны до 6 тыс. л)

23

0,048

7 т (автоцистерны 6 тыс. л) и выше

22

0,0501

Работа в городе или за городом

Независимо от типа дорожного покрытия для спецмашин, оборудованных на тракторах

18

0,0612

Таблица 2.6. Нормы времени на подметание городских территорий подметально-уборочными машинами

Марка машины

Тип базового шасси автомобиля

10 000 м2проезжей части

1 км прилотковой части

ПУ-53

КО-304А

ГАЗ-53А ГАЗ-53А

0,58

0,58

0,223

0,213

Таблица 2.7. Нормы времени на мойку и поливку городских территорий поливомоечными машинами, ч

Вид работы

Марка машины

Тип базового шасси автомобиля

мойка проезжей части (без прилотковой части)

поливка проезжей части города

мойка прилотковой части

10 000 м2

1 км

ПМ-130Б

КО-705

ЗИЛ-130 Т-40А

0,804

0,25

0,209 0,096

0,418

0,336

Таблица 2.8. Нормы времени на наполнение и слив цистерны, ч

Марки машины

Тип базового шасси автомобиля

Для водителя

Для грузчика

ИЛ-980В

ЗИЛ-130

0,667

0,667

Как исключение и временную меру допускается применять вместо смеси раствор хлористого кальция концентрацией свыше 30 %. При определении нормы распределения расчет ведут на сухое вещество. Раствор хлористого кальция (натрия) можно распределять по дорожному покрытию с помощью специально оборудованных поливомоечных машин.Неслеживающуюся смесь получают при механическом смешивании хлористого натрия (поваренная соль) с хлористым кальцием. Пескосоляная смесь состоит из 92...97 % песка и 3...8 % хлористого натрия или хлористого кальция (по массе).

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 [3 Голоса (ов)]
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте