Увеличение радиуса действия вакуумных систем мусороудаления
Получившие распространение централизованные вакуумные системы (ЦВС) с расположением мусороприемного, воздухоочистного и энергетического оборудования на едином центральном пункте (ЦСП) пневмосистем имеют радиус действия 1...1.3 км. Кроме того, на ЦСП таких пневмосистем происходит сброс в атмосферу отработанного транспортирующего воздуха, что является неблагоприятным в санитарном отношении фактором, требующим определенных санитарных разрывов от ЦСП до жилых и общественных зон или удаления ЦСП за пределы жилого микрорайона.
При сравнительно небольшом радиусе действия расположение ЦСП вне центра нагрузки приводит к существенному уменьшению количества обслуживаемых жителей — до 20 тыс. человек и менее на одну ЦВС. Продолжительность ежесуточной работы по очистке жилого района в этом случае составляет 2...3 ч, и большую часть времени оборудование пневмосистемы вынуждено простаивать. Технико-экономические расчеты показывают, что наиболее целесообразной нагрузкой вакуумных систем мусороудаления можно считать жилой район с населением 60...80 тыс. человек. Увеличения радиуса действия пневмосистем для ТБО без существенного повышения мощности энергетического оборудования можно добиться путем определенных изменений технологической схемы ЦВС.
Система с групповыми сборными пунктами
В таких системах энергетическое оборудование выделено в отдельную компрессорную станцию (рис. 3.16), к которой с помощью воздуховодов через запорные устройства или переключатели подключены групповые сборные пункты (ГСП). На ГСП установлено мусороприемное оборудование и оборудование для перегрузки ТБО на внешний транспорт, причем каждый ГСП такой системы расположен на границе обслуживаемого микрорайона (15...20 тыс. жителей) и связан транспортными трубопроводами с обслуживаемыми зданиями аналогично ЦВС. Разделение оборудованного пневмосистемой жилого района на отдельные группы (микрорайоны) производится исходя из архитектурно-планировочных и технологических соображений, как правило, в соответствии с очередностью строительства.
1 — здания; 2 — транспортный трубопровод; 3 — циклон; 4 —оборудование для перегрузки ТБО; 5 —транспортный мусоровоз; 6 — групповой сборный пункт; 7 — воздуховод; 8 — переключатель; 9 — компрессорная станция; 10 — глушитель
Воздухоочистное оборудование (фильтры тонкой очистки), а также операторская и основные элементы КИП и автоматики расположены на компрессорной станции и являются общими для всей пневмосистемы. В отдельных случаях компрессорная станция может блокироваться с одним из ГСП. Работает пиевмосистема таким образом. В заданный момент времени включают компрессорную станцию и в соответствии с программой обслуживания жилого района к компрессорной станции подключают один из ГСП. Процесс удаления отходов из обслуживаемых зданий данного ГСП производится аналогично типовым ЦВС. Отходы, попадающие в транспортный трубопровод, перемещаются в потоке воздуха к отделителю ТБО этого ГСП, где происходит их сепарация и перегрузка на внешний транспорт для доставки к месту переработки или обезвреживания. Транспортирующий воздух от ГСП направляется по воздуховоду к компрессорной станции, где, пройдя фильтры тонкой очистки и турбокомпрессоры, сбрасывается через глушитель в атмосферу.
После очистки одного микрорайона его ГСП с помощью установленного на воздуховоде запорного устройства (переключатель трубопроводов, затвор и т. п.) отключают от компрессорной станции. К ней подключают следующий ГСП, и процесс мусороудаления повторяют. Такое построение пневмосистемы позволяет обеспечить эффективный сбор и удаление ТБО из зданий по мере ввода в эксплуатацию отдельных жилых групп за счет подключения соответствующего ГСП к компрессорной станции в процессе застройки района. Увеличение радиуса действия данной пневмосистемы по сравнению с типовыми ЦВС достигается следующим образом. Отсутствие сброса отработанного воздуха на ГСП снижает по сравнению с ЦСП типовых ЦВС его санитарную опасность, и групповой сборный пункт может быть максимально приближен к обслуживаемому микрорайону. После сепарации отходов на ГСП скорость транспортирующего воздуха в соединительном воздуховоде от ГСП до компрессорной станции может быть значительно снижена до 12...14 м/с, позволяющей осуществлять устойчивое транспортирование пыли и отдельных легких фракций ТБО, прошедших через осадитель ГСП.
Исходя из условия постоянства массового расхода воздуха в транспортном трубопроводе и воздуховоде снижение скорости воздуха в последнем может быть достигнуто за счет увеличения его диаметра, т. е.
откуда при
Потери напора на некотором отрезке транспортного трубопровода малой длины (без учета изменения физических свойств воздуха)
в воздуховоде
Для одинаковых потерь напора в отрезке транспортного трубопровода и воздуховода можно зафиксировать, что:
Подставив в это выражение значение Vв, получим:
Lв = Lт(dв/dт)5.
Эта формула позволяет оценить протяженность участка воздуховода, соединяющего ГСП с компрессорной станцией, эквивалентного по своему сопротивлению транспортному трубопроводу пневмо-системы. Так, для транспортного трубопровода и воздуховода из стальных труб соответственно 530 х 8 мм (dт = 0,514 м) и 820 х 7 мм (dв = 0,806) Lв = 10Lт, т.е. приближение ГСП к каждому обслуживаемому микрорайону на 50...100 м дает возможность удалить компрессорную станцию от этих микрорайонов на 0,5...1 км и вынести ее за пределы жилой зоны.
Системы со стабилизированным скоростным напором
Увеличить радиус действия ЦВС можно путем стабилизации скоростного напора воздушного потока в транспортном трубопроводе, что позволяет снизить потери давления, вызванные увеличением скорости воздуха при уменьшении его плотности по длине трубопровода. Один из путей стабилизации скоростного напора — ступенчатое увеличение диаметра трубопровода в направлении от воздухозаборного клапана к вакуум-турбинам. При этом длину каждого участка постоянного диаметра (в пределах соответствующего ГОСТ на применяемые трубы) определяют расчетом из тех соображений, что при переходе к следующему, ближайшему по ГОСТу диаметру трубопровода скорость транспортирующего воздуха в начале нового участка должна быть в пределах, указанных выше.
Однако такой способ не обладает достаточной гибкостью при регулировании воздушного потока н не всегда приемлем, особенно в системах, имеющих разветвленную сеть транспортных трубопроводов. Большими возможностями отличается способ откачки части воздушного потока из транспортного трубопровода, например с помощью дополнительного вакуум-насоса.
Промежуточный (дополнительный) вакуум-насос, подключенный к транспортному трубопроводу пневмосистемы на расстоянии l1 от воздухозаборного клапана, и основные вакуум-турбины (компрессорная станция на ЦСП) создают в пневмосистеме поток транспортирующего воздуха. При этом скоростной напор воздушного потока при массовом расходе G0 под мусоропроводами обслуживаемого здания должен быть равен величине q0, достаточной для транспортирования ТБО. В процессе движения воздуха за счет гидравлических потерь происходят непрерывное снижение его плотности и соответственно рост скоростного напора. В месте подключения дополнительного вакуум-насоса часть расхода G1 откачивается из трубопровода и сбрасывается в атмосферу. G1 выбирается из тех соображений, что скоростной напор q непосредственно за местом откачки снизился до первоначальной величины q0. На остальном участке 1% транспортного трубопровода перемещается меньшее количество воздуха, и потери давления на этом участке, а также на элементах оборудования ЦСП снижаются. За счет снижения потерь давления в пневмосистеме появляется возможность увеличить радиус ее действия без изменения мощности энергетического оборудования на ЦСП.
Массовый расход воздуха, создаваемый дополнительным вакуум-насосом, кг/с, определяют по формуле
G1 = G0 –G2,
где G0 —массовый расход воздуха в начале трубопровода, кг/с; G2 — массовый расход воздуха, создаваемый компрессорной станцией на ЦСП, кг/с.
G0 = F√2q0P0/RT; G2 =F√2q0Pв/RT,
где F — площадь сечения транспортного трубопровода, м2; q0 —скоростной напор в начале транспортного трубопровода, Па; P0 — давление воздуха в начале транспортного трубопровода, Па; Pв —давление воздуха в месте подключения дополнительного вакуум-насоса Pв = P0 - ∆Рl1 (∆Рl1,) — потери давления на участке l1.
Потери давления на участке l1 равны:
Децентрализованные вакуумные системы мусороудаления
Централизованные вакуумные системы для сбора и удаления ТБО из жилых зданий требуют прокладки разветвленной сети подземных транспортных трубопроводов, вследствие чего их применение оправдано лишь в новостройках с достаточно высокой плотностью жилой застройки. Возможность использования трубопроводного пневмотранспорта для обслуживания отдельно стоящих на значительном удалении друг от друга зданий и жилых комплектов, а также в районах сложившейся жилой застройки городов требует новых технических решений, направленных на разработку децентрализованных вакуумных установок или систем (ДВС) мусороудаления.
Каждая такая установка должна иметь приемный пункт (контейнер) для сбора и перегрузки ТБО и охватывать транспортным трубопроводом одно или несколько жилых зданий. В малоэтажной застройке возможно при этом по аналогии с централизованными системами устройство поверхностных (уличных) вводов в пневмо-систему, каждый из которых обслуживает определенную группу зданий. В АКХ им. К. Д. Памфилова разработана ДВС мусороудаления, позволяющая обслуживать как старые жилые массивы, так и районы новостроек (рис. 3.17).
1 — пневмотранспортные установки; 2 — контейнер мусороприемный; 3 — компрессорная станция; 4 — транспортный трубопровод; 5 — мусоропроводы; 6, 7 — стыковочные механизмы; 8 — воздуховод; 9, 10 — быстроразъемные стыковочные устройства
Система включает ряд пневмотранспортных установок 1, контейнеры 2 вместимостью 6...12 м5 и передвижную компрессорную станцию 3. В каждой пневмотранспортной установке трубопровод 4 охватывает мусоропроводы (поверхностные вводы) 5 обслуживаемых зданий (микрорайонов). Пневмотранспортные установки снабжены также стыковочными механизмами б и 7 для стыковки соответственно входного и выходного патрубков контейнера, причем стыковочный механизм 7 соединен воздуховодом 8 с быстроразъемным устройством 9. Контейнеры выполнены съемными и после стыковки остаются в каждой пневмотранспортной установке для заполнения. Быстроразъемное устройство состоит из стационарной части 10, располагаемой в каждой пневмотранспортной установке и общей для всех установок мобильной части, смонтированной на компрессорной станции.
Система работает следующим образом. Компрессорная станция подъезжает к одной из пневмотранспортных установок и осуществляет стыковку быстроразъемного устройства. Затем водитель-оператор включает компрессор и с пульта управления (расположенного, как правило, в стационарной части быстроразъемного устройства) осуществляет удаление отходов из обслуживаемых зданий (поверхностных вводов) по схеме, аналогичной схеме работы централизованных вакуумных систем мусороудаления. Отходы при этом транспортируются по трубопроводу в контейнер, а отработанный воздух по воздуховоду через быстроразъемное устройство направляется в компрессорную станцию, откуда после необходимой очистки сбрасывается в атмосферу.
После очистки мусоропроводов одной пневмотранспортной установки компрессорную станцию перемещают к другой, и цикл мусороудаления повторяется. Контейнер после заполнения отходами отстыковывают от соответствующей пневмотранспортной установки и перевозят собирающим мусоровозом к месту складирования для опорожнения.
Такое решение системы ДВС позволяет обслуживать одним передвижным компрессором всех пневмотранспортных установок, входящих в систему, без прокладки в жилом районе разветвленной сети подземных транспортных трубопроводов. Собирающий мусоровоз при этом занят только перевозкой съемных контейнеров и технологически не связан с работой компрессорной станции.
В табл. 3.14 приведены удельные технико-экономические показатели для систем ДВС и централизованных вакуумных систем (ЦВС) мусороудаления. В качестве базовой принята система автовывоза собирающими мусоровозами КО-413 и КО-415. Расчеты проведены для условного жилого района новостройки с населением 60 тыс. жителей.
Показатели |
Варианты мусороудаления |
||
базовый |
ЦВС |
ДВС |
|
Капвложения: |
|
||
руб/м3 ТБО |
13,5 |
129,3 |
18,7 |
руб/м2 общей площади |
1,4 |
13,3 |
1,9 |
Себестоимость: |
|
||
руб/м3 ТБО |
4,3 |
11,5 |
2,48 |
руб/м2 общей площади |
0,44 |
1,2 |
0,26 |
Приведенные затраты: |
|
||
руб/м3 ТБО |
6,3 |
31 |
5,3 |
руб/м2 общей площади |
0,65 |
3,2 |
0,54 |
Социальные сети