Летняя уборка городских территорий
При летней уборке городских территорий с дорожных покрытий удаляется смет с такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превышало установленной санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят удаление с проезжей части и лотков улиц грязи в межсезонные и дождливые периоды года; очистка отстойных колодцев дождевой канализации; уборка опавших листьев; снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата в жаркие дни. Основным фактором, влияющим на засорение улиц, является интенсивность движения городского транспорта. На накопление смета и засорение улиц существенно влияют также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда городского транспорта и состояние покрытий прилегающих дворовых территорий.
Основными операциями летней уборки являются подметание лотков и мойка проезжей части дороги. Мойка лотков производится на улицах, имеющих дождевую канализацию, хорошо спрофилированные лотки и уклоны (от 0,5 % и более), и выполняется поливо-моечными машинами, оборудованными специальными насадками. На улицах с интенсивным движением смет перемещается потоком транспорта в сторону, и уборка этих улиц заключается главным образом в очистке лотков, а мойка проезжей части в этом случае необходима лишь 1 раз в 2...3 сут.
Основной способ уборки улиц в дождливое время года — мойка проезжей части улиц и лотков. Улицы со средней и большой интенсивностью движения моют каждые сутки ночью, а улицы с малой интенсивностью движения — через день в любое время суток. Улицы поливают только в наиболее жаркое время года для снижения запыленности воздуха и улучшения микроклимата. Хотя поливка и не является уборочным процессом, тем не менее она снижает запыленность воздуха на городских улицах. Улицы поливают с интервалом 1... 1.5 ч в жаркое время дня (с 11 до 16 ч).
Отстойники колодцев дождевой канализации очищают илососными машинами обязательно весной и далее по мере накопления осадка (2..4 раза в сезон). Технологический порядок и периодичность уборки улиц устанавливают в зависимости от интенсивности движения городского транспорта (табл. 2.1). Приведенная периодичность уборки обеспечивает удовлетворительное санитарное состояние улиц только при соблюдении мер по предотвращению засорения улиц и хорошем состоянии дорожных покрытий.
При мойке, поливке и подметании следует придерживаться норм расхода воды:
- на мойку проезжей части дорожных покрытий требуется 0,9.. 1,2 л/м2;
- на мойку лотков—1,6...2 л/м2;
- на поливку усовершенствованных покрытий – 0,2...0,3 л/м2;
- на поливку булыжных покрытии-0.4...0.5 л/м2 (в зависимости от засоренности покрытий).
Категория улиц |
Уборка дорожных покрытии |
Уменьшение запыленности |
Примечание |
|
проезжая часть |
лоток |
|||
Скоростные дороги |
Мойка 1 раз в 1...2сут. |
Подметание патрульное |
- |
При отсутствии водоприемных колодцев проезжую часть дорог убирают подметально-уборочные машины с той же периодичностью, что и при мойке |
Магистральные
|
1 раз в 2...3 сут. |
2...3 раза в сут. |
- |
|
Местного значения |
1 раз в 3 сут. |
1...2 раза в сут. |
Поливка с интервалом 1...1,5 ч |
В районах интенсивного строительства при большом загрязнении проездов спецавтохозяйства должны регулярно очищать покрытия щеточными снегоочистителями, смонтированными на поливомоечных машинах или тракторах. В сухую погоду перед подметанием проезды поливают для предотвращения пыления. После подметания смет окучивают, грузят на самосвалы и вывозят.
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и проездов, имеющих усовершенствованные покрытия Подметание производят в таком порядке: в первую очередь подметают лотки на улицах с интенсивным движением, маршрутами городского транспорта, а затем лотки улиц со средней и малой (для данного города) интенсивностью движения. Подметально-уборочными машинами улицы убирают в основных местах накопления смета -в лотках проездов, кроме того, ведется уборка резервной зоны на осевой части широких улиц, а также проводится их патрульное подметание. Наилучший режим работы подметально-уборочных машин двухсменный (с 7 до 21 ч).
Уборку проводят в следующем порядке: утром подметают не промытые ночью лотки на улицах с интенсивным движением, в проездах с троллейбусными и автобусными линиями, затем подметают лотки проездов со средней и малой (для данного города) интенсивностью движения и далее, по мере накопления смета, лотки улиц в соответствии с установленным режимом подметания. Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, с тем, чтобы исключить повторное засорение лотков. Время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы подметально-уборочных машин.
Сроки патрульного подметания остановок городского транспорта, участков с большим пешеходным движением увязывают со временем накопления на них смета. Площади и широкие магистрали лучше убирать колонной подметально-уборочных машин, движущихся уступом на расстоянии одна от другой 10...20 м. При этом перекрытие подметаемых полос должно быть не менее 0,5 м.
a - мойка улиц; б - поливка улиц
Разгрузка подметально-уборочных машин от смета производится на специальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих хорошие подъездные пути. На этих же площадках или недалеко от них желательно установить стендер для заправки машин водой. Смет на свалки с разгрузочных площадок вывозится самосвалами. Можно рекомендовать также перегрузку смета в контейнеры вместимостью 500 л с последующей вывозкой их контейнерными машинами.
a - для мойки; б - для поливка улиц
Мойка и поливка
Мойка проезжей части производится на улицах, имеющих дождевую канализацию или уклоны, обеспечивающие надежный сток воды. Рекомендуется вести мойку под уклон; наибольшая эффективная ширина промываемой полосы при минимальных расходах воды 7 м. При мойке даже на небольшом подъеме (1,5...2 %) эффективная ширина мойки снижается до 2,5...3 м и ухудшается качество мойки, особенно при недостаточных поперечных уклонах профиля дороги. В связи со снижением ширины мойки расход воды возрастает в 1,5...2 раза.
Проезды шириной до 12 м моют одной машиной (сначала одну сторону, а затем другую), проезды шириной более 12 м — колонной поливомоечиых машин. В этом случае первая машина захватывает при мойке осевую линию проезда, а остальные идут уступом, причем вымытая полоса передней машины перекрывается следующей на 0,5... 1 м. При наличии уклонов и водостоков последняя машина, снабженная специальным насадком, промывает лоток и прилегающую к нему часть проезда шириной 1,5 м. Расстояние между поливомоечными машинами при мойке колонной должно быть 15...25 м (рис. 2.1, 2.2). Проезды с односторонним движением транспорта моют в одну сторону — к лотку тротуара. При проходе последней машины надо следить, чтобы грязь не выбивалась на тротуары и полосы зеленых насаждений.
Поливомоечные машины следует заправлять водой по возможности вблизи обслуживаемых проездов. При заправке водой из городского водопровода устанавливаемый в колодце стендер снабжается двумя шлангами для одновременной заправки двух машин. Заправочный пункт должен иметь удобный подъезд для машин и обеспечивать наполнение цистерны вместимостью 6 м3 не более чем за 8...10 мин. По согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией машины можно заправлять из водоемов, для чего в местах заправки машин монтируют насосную установку. Заправка цистерн из водоемов рекомендуется при большом расстоянии от заправочных пунктов до обслуживаемых улиц.
Удаление грунтовых наносов
Грунтовые наносы, как правило, образуются в межсезонное время, а также при сильных дождях. На количество образующихся грунтовых наносов наибольшее влияние оказывает правильность эксплуатации зеленых насаждений, прилегающих к дорожным покрытиям. Межсезонные грунтовые наносы при незначительном их количестве убирают плужно-щеточными снегоочистителями с последующим окучиванием, погрузкой и вывозом, а при большом количестве, когда невозможно их убрать плужно-щеточными снегоочистителями, применяют автогрейдеры.
Наносы грузят снегопогрузчиками в автосамосвалы. При выполнении этих работ погрузчики перемещают вдоль вала против направления движения транспорта, а самосвалы подают задним ходом для того, чтобы после погрузки они могли двигаться в одном направлении с общим потоком транспорта. После вывоза наносов уборку завершают подметально-уборочными машинами.
Социальные сети