+7 (495) 12-83-623

пн-пт с 900 до 1800

logo

Пути к снижению загрязнения водных и сухопутных систем различными отходами

В последние годы во всем мире увеличивается негативное воздействие отходов на окружающую среду. Ежегодное увеличение объемов образующихся отходов, которые нарастают темпами, опережающими их переработку и обезвреживание, является на сегодняшний день актуальной проблемой не только для России, но и для всего мира. В

настоящее время во всех городах мира ежегодно образуется примерно 1,3 млрд т толькоТБО. По оценкам экспертов Всемирного банка, в 2025 г. этот показатель увеличится до 2,2 млрд т. Такие загрязнители природной среды, как твердые отходы, в т.ч. пластиковые и другие виды упаковки, выбросы парниковых газов и озо-норазрушающих веществ, являются побочные продукты урбанизации и роста благосостояния.

В нашей стране каждый год образуется около 7 млрд т твердых отходов, однако вторичной переработке подвергается лишь небольшая доля ТБО - 4-5%. Средний уровень использования вторичного сырья примерно в 2-2,5 раза ниже, чем в западных странах. Основную часть отходов подвергают захоронению, вывозят на несанкционированные свалки или сжигают, хотя они содержат значительное количество вторичных ресурсов, которые можно эффективно перерабатывать или вторично использовать в народном хозяйстве.

Экономика современной России характеризуется высокой природоемкостью. Промышленность по-прежнему ориентируется на первичные ресурсы как на основное сырье, вторичные остаются символом второсортного сырья, которое применяют лишь тогда, когда не хватает первичного, т.е. работает простая схема жизненного цикла продукции: добыча - переработка - употребление - отходы. В результате практически все регионы нашей страны загрязнены разнообразными отходами, которые, в свою очередь, оказывают разрушительное воздействие на окружающую среду и здоровье человека; ежегодно под свалки и полигоны твердых бытовых отходов официально отводится около 10 тыс га земли.

Вопросы обеспечения экологической безопасности, являющиеся составной частью национальной безопасности государства, приобретают в последнее время все более острый характер и привлекают все больше внимания со стороны российского общества, органов государственной власти. Стратегическими целями стали сохранение благоприятной окружающей среды, в том числе ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности, продиктованные в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные президентом РФ 30 апреля 2012 г.

Основное внимание в Основах государственной политики в области экологического развития уделено вопросам экологического обращения с отходами. Для этого предполагается: организовать раздельный сбор мусора, ввести жесткие санкции за его складирование в неустановленных местах, запретить захоронения отдельных видов отходов, которые могут быть вторично использованы, что приведёт к сокращению числа несанкционированных свалок, созданию отрасли по переработке отходов.

Выполняя поручения президента, Правительство РФ уже в октябре 2012 г. одобрило разработанную Минприроды России государственную программу «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг.». В сфере обращения отходов программа направлена на внедрение новой системы нормирования, основанной на принципах наилучших доступных технологий, снижения административных барьеров и создания экономических стимулов при обращении с отходами, на совершенствование законодательства. В течение 2012 г. одобрен ряд законопроектов, разработанных Минприроды России, и приняты поправки в ФЗ по многим аспектам. Продолжается обсуждение сферы вопросов правового регулирования обращения с отходами, которые затрагивают такие аспекты, как право собственности на отходы, лицензирование, нормирование, контроль и надзор, паспортизация и государственный учет, ответственность и др.

По мнению многих экспертов, и с этим нельзя не согласиться, законодательное и нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами не отвечает новым экономическим условиям и современным научным представлениям о рациональном использовании сырьевых и материальных ресурсов. Существующая законодательная база не позволяет стимулировать хозяйствующих субъектов, осуществляющих внедрение малоотходных технологий, и хозяйствующих субъектов, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов.

О модернизации ряда положений Федерального закона № 89-ФЗ говорилось на совещании в Совете Федерации 20 июня 2012 г. В результате Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ внес изменения в 37 федеральных законов. Так, теперь лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов НУ классов опасности.

Отмена бюрократической по своей сути процедуры лицензирования деятельности по сбору и использованию отходов 1-1У классов опасности открывает очень широкие возможности для практического применения использованных материалов и изделий, считающихся отходами, особенно для крупнотоннажных отходов ПЫУ классов опасности (шлаков, шламов, строительных отходов, грунтов из котлованов и т.п.), не представляющих реальной угрозы для человека.

Отмена указанного лицензирования легализует использование малоопасных отходов, что практически всегда осуществлялось, но до принятия закона № 93-ФЗ было незаконным, например, использование старых автопокрышек (по ФККО IV класс опасности) в качестве бордюра цветников. Все это способствует сокращению объемов захоронения на свалках и других объектах размещения отходов различных материальных субстанций, образовавшихся в результате производственной или иной деятельности и считающихся отходами (Бабина, 2012).

Определенные опасения вызывает отмена лицензирования (при отсутствии каких-либо иных инструментов регулирования) деятельности по использованию токсичных для человека отходов 1-11 классов опасности. Обсуждаемое развитие системы возмещения вреда вместо сверхлимитных платежей может привести к миллионным суммам (стоимость нанесения вреда окружающей среде). Если госорганы получат специальную установку на предъявление исков о возмещении вреда, какую они сейчас имеют в отношении привлечения к административной ответственности, то, по мнению аналитиков, нарушение экологического законодательства станет разорительным для предприятий.

Для стимулирования природопользователей на переход к новым улучшенным технологиям и активное участие в природоохранных мероприятиях предлагается увеличить плату за загрязнение окружающей среды в сфере обращения с отходами. Считается, что действующая система платежей за размещение отходов не способствует снижению общего объема образования отходов, особенно V и IV классов опасности, которые в основном размещаются на полигонах.

Это объясняется отсутствием стимулов у природопользователей отдавать эти отходы на обезвреживание и переработку, так как тарифы по этим видам услуг значительно (в тысячи раз) превышают плату за размещение отходов. С другой стороны, высокие тарифы на прием отходов для захоронения на полигонах могут способствовать увеличению числа несанкционированных свалок, сокрытию фактического образования отходов на предприятиях, привести к серьезному ухудшению экономического состояния налогоплательщиков.

Новый подход к расчету платежей за размещение отходов должен способствовать развитию индустрии переработки и обезвреживания отходов, увеличению объемов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Успех реализации системы управления отходами во многом зависит от совмещения интересов органов власти, охраны природы и населения.

Сделать производство безотходным невозможно так же, как невозможно сделать безотходным и потребление. Запасы некоторых малоликвидных отходов, даже при современном спаде производства в России, продолжают накапливаться, ухудшая экологическую ситуацию городов, районов, поэтому решение проблемы переработки ТП и БО приобретает в последнее время первостепенное значение. Кроме того, в связи с грядущим постепенным истощением природных источников сырья (нефти, каменного угля, руд для цветных и черных металлов), снижением плодородия почв для всех отраслей народного хозяйства приобретает особую значимость использование всех видов промышленных и бытовых отходов.

Многие развитые страны успешно решают все эти задачи, и опыт по обращению с отходами в Японии, Германии, Франции, Швейцарии для нас будет полезен. Так, в Германии сегодня действует разработанная в 2005 г. стратегия устойчивого управления ТБО «Цель 2020» как руководство для специалистов в области обращения с отходами. Главной целью является создание к 2020 г. высокоэффективной системы переработки ТБО, которая позволила бы полностью исключить складирование неподготовленных отходов на полигонах, включая комбинации различных технологических методов, позволяющих эффективно перерабатывать и использовать ТБО. В Китае в связи с ростом отходов важным приоритетом 12-го пятилетнего плана развития является строительство новых предприятий по их переработке. С 2008 г. действует закон о содействии рециркуляционной экономике, направленной на максимальную утилизацию всех видов промышленных отходов, а также на экономное использование в производстве всех ресурсов, включая земельные.

В нашей стране над разработками новых технологий по переработке отходов производства и потребления работают многие научные и производственные организации, имеется большая база методов по обезвреживанию и использованию отходов. Так, исследования показали, что возможна 95% переработка ТБО с предшествующей сортировкой. Но степень внедрения новых и уже существующих методов использования отходов в качестве вторичных источников сырья, получения удобрений за счет большой доли органических веществ остается низкой. Здесь необходима поддержка государства для развития отходоперерабатывающей отрасли.

Научные разработки сотрудников кафедры общей биологии и экологии Куб-ГАУ направлены на создание сложных компостов из органических и минеральных отходов для повышения плодородия почвы, что для нашего края в настоящее время является особенно актуальным. Изучение особенностей дисперсных систем отходов - навоз КРС, свиней, куриный помет, осадки сточных вод, дефекат, древесные опилки, фосфогипс, галиты, зола и другие, а также природных органических и минеральных веществ выявило возможность объединения отходов с различными свойствами в сложный компост.

Исследования показали, что внесение сложных компостов в почву способствует формированию и активности микробоценозов, оказывает влияние на технологию севооборота, на продуктивность растений, качество продукции, служит источником мелиорации для загрязненных нефтью почв (Белюченко, 2011).

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте