Главная | О ТБО | Литература | Санитарная очистка и уборка населенных мест | Региональные схемы санитарной очистки городов |
Региональные схемы санитарной очистки городов
В условиях ускоренного научно-технического и социального прогресса наблюдается развитие небольших городов, группирующихся вокруг более крупного города-центра. Происходит формирование так называемых групповых систем населенных мест (регионов). Они объединены социально-экономическими связями в сфере труда, быта и отдыха.
Как правило, целесообразно создание единой системы санитарной очистки в масштабах групповой системы населенных мест с использованием ее дорожной сети. Но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, условия реализация продукции заводов по обезвреживанию и переработке ТБО могут наложить дополнительные требования. Единый комплекс санитарной очистки может охватывать часть групповой системы населенных мест, а может включать две или более групповые системы.

Ц(I), П(I) и К(I) — центральные, периферийные и комбинированные размещения сооружений по обезвреживанию и переработке ТБО при одноэтапной системе удаления; П(I I) — двухэтапное удаление ТБО на периферийные сооружения; 1 — город-центр (крупнейший в группе городов); 2 — ведущий подцентр (средний в группе городов); 3 — низовой подцентр (наименьший в группе городов); 4 — условная граница группы городов (регионов); 5 — дороги; 6 — сооружения по обезвреживанию в утилизации ТБО; 7 — перегрузочная станция двухэтапной системы удаления ТБО

а, б, в — системы с городом центром соответственно с населением 20...300 тыс. чел., 500...1000 тыс. чел., свыше 1 млн. чел.; 1 — город-центр; 2 — ведущий подцентр; 3 —визовой подцентр; 4 — полигон высоконагружаемый; 5 — перегрузочная станция (ПС); 6 — аэродром; 7 —дороги; 8 — условная граница группы городов региона; А1, А2, А3 ..., Аi— пункты сбора ТБО

ТБО в компост (схема II)
а —система с городом-центром с населением 350...800 тыс. чел. и ЗМПБО у его границы; б — то же, с ЗМПБО у границы сельскохозяйственной организации; в, г — групповые системы с городом-центром соответственно с населением 500...1000 тыс. чел. и свыше 1 млн. чел.; 1 — завод механизированной переработки ТБО в компост (ЗМПБО); 2 — сельскохозяйственная организация (потребитель .компоста); 3 — полигон высоконагружаемый; 4 — перегрузочная станция; 5 — комплексный ЗМПБО со сжиганием некомпостируемых отходов; А1, А2, А3, ..., Аi — пункты сбора ТБО
Удаление ТБО из мест их образования на сооружения обезвреживания и переработки в СССР осуществляют специальными автомобилями. Централизованная схема санитарной очистки базируется на надежной дорожной сети. Транспортно-планировочная структура расселения определяет масштабы централизации санитарной очистки.
По схеме размещения комплексы сооружений обезвреживания и переработки ТБО подразделяют (рис. 4.2) на: 1) центральные (Ц), размещаемые в городе-центре региона или уего границы; 2) периферийные (П), строящиеся у одного из низовых подцентров (городов) региона; 3) комбинированные (К), состоящие из нескольких объектов, расположенных на различных расстояниях от города-центра.
Применяют три схемы размещения сооружений обезвреживания и переработки ТБО.
Схема I (рис. 4.3) основана на применении простейших сооружений — высоконагружаемых полигонов (ПВ) складирования ТБО на грунт. Ее используют при любой численности обслуживаемого населения. Размер санитарно-защитной зоны полигона — 500 м, минимальное расстояние от полигона до аэродрома с учетом возможных полетов птиц—10 км. Вариант, изображенный на рис. 4.3,а, является оптимальным применением схемы для системы на 25... 400 тыс. жителей с городом-центром, где проживает 20...300 тыс. жителей.
Характерной особенностью рассматриваемого варианта является создание единого периферийного ПВ (при децентрализованной схеме их было бы не менее 10). Вариант рассчитан на максимальную длину дороги (транспортных коммуникаций) от пункта сбора ТБО Аi до комплекса сооружений свыше 30 км, что предопределяет необходимость технико-экономических расчетов целесообразности применения двухэтапной системы удаления со строительством перегрузочной станции — ПС. Вариант осуществлен в гг. Курске, Орле, Керчи, ряде городов Московской области.
Вариант, приведенный на рис. 4.3.б, рассчитан на систему, насчитывающую 600...1200 тыс. жителей с городом-центром, вытянутым на 60...80 км (500... 1000 тыс. чел.). Удаление ТБО рационально с применением станций перегрузки (двухэтапное). Двухэтапная система таких масштабов базируется на двух периферийных полигонах ТБО. Вариант характерен для Волгограда, Пензы, Свердловска.
Вариант, показанный на рис. 4.3,в, рассчитан на систему, насчитывающую 1,5... 10 млн. жителей (город-центр — свыше 1 млн. жителей). Рассматриваемые сверхкрупные системы подразделяют на подсистемы с охватом 0,8... 1,5 млн., в отдельных вариантах до 4 млн. жителей. В подсистемы входят планировочный район города-центра и тяготеющие к выходящей из него автомагистрали подцентры. В подсистеме, на пересечении границы города-центра и автомагистрали, проектируют ПС, у границы системы, на периферии, - ПВ. Из входящих в подсистему предприятий санитарной очистки (автоколонна, ПС, ПВ) целесообразно создать производственное объединение. Схема используется при размещении сооружений в Москве и Московской области.
Схема II (рис. 4.4) основана на применении промышленных (заводских) методов биотермической переработки ТБО в компост. Эта схема экономична при обслуживании систем на 0,35...4,5 млн. жителей. Схема рассчитана на получение значительного народнохозяйственного эффекта в сельском хозяйстве. Размер санитарно-защитной зоны от завода — 500 м.
Наиболее распространенным является вариант схемы, приведенный на рис. 4.4, а, который применим для систем на 350... 600тыс. жителей (город-центр — 300...500тыс. жителей). Завод механизированной переработки ТБО в компост (ЗМПБО) размещен в центре региона, отходы доставляются на него одноэтапно. В схеме нет перегрузочных станций, так как вариант рассчитан на максимальную длину дороги от пункта сбора ТБО до завода менее 25 кн. В схеме варианта предусмотрен ПВ, на который вывозят некомпостируемые отходы с ЗМПБО (до 30% общей массы). На нем же обезвреживают ТБО близлежащих населенных мест. Вариант применен в г. Могилеве.
Вариант, изображенный на рис. 4.4,5, отличается периферийным размещением ЗМПБО вблизи сельскохозяйственной организации и двухэтапной доставкой на него ТБО. Это является следствием значительной удаленности потребителей компоста от города-центра (до 50 км). Диаметр системы по схеме увеличен, но только в направлении размещения ЗМПБО. Такой вариант оптимален при долевом участии сельского хозяйства в создании ЗМПБО.
Вариант, показанный на рис. 4.4, в, рассчитан на систему, насчитывающую 0,6... 1,2 млн. жителей с городом-центром (0,5... 1 млн. жителей), вытянувшуюся вдоль реки, моря или автомагистрали на 60...80 км. Условно можно считать, что завод расположен центрально. Масштабы системы предопределяют двухэтапность доставки на него ТБО, что экономичнее схемы с двумя заводами. Для системы на 750 тыс. жителей и более технологически оправдано создание комплексного завода с сооружениями по термической переработке некомпостируемых отходов. Завод является малоотходным предприятием (отходы, зола и шлак составляют 3 % общей массы).
Вариант, приведенный на рис. 4.4, г, рассчитан на крупнейшие системы с охватом 1,5...4,5 млн. жителей (город-центр свыше 1 млн. жителей). Это периферийная схема с двухэтапным удалением ТБО. Система подразделена на подсистемы, куда входят планировочный район города-центра и тяготеющие к выходящей из него автомагистрали подцентры с охватом 1...1.2 или. жителей. В подсистеме проектируют ПС (с учетом возможности подачи на нее ТБО пневмотранспортом) и комплексные заводы, размещаемые с ориентацией на потребителей компоста. На базе входящих в подсистему автоколонны, ПС и завода целесообразно создавать производственное объединение.
В одной из подсистем с учетом использования всем регионом создают ПВ, который обеспечивает надежность функционирования всей системы. Его площадь рассчитывают с возможностью размещения 25 % ТБО. Вариант использован в проекте схемы санитарной очистки Ленинграда, Минска, Ташкента.
Схема III (рис. 4.5) основана на применении промышленных методов термической переработки ТБО (сжигания или, в перспективе, пиролиза). Эта схема освоена для систем (регионов) в СССР, где проживает более 200 тыс. жителей. Схема обеспечивает полное обезвреживание ТБО и рассчитана на получение народнохозяйственного аффекта за счет реализации тепловой энергии. Размер санитарно-защитной зоны от завода 500 м. Заводы, основанные на термическом методе, требуют меньших по сравнению с другими методами удельных площадей земельных участков. Шлак и зола (отходы от заводов) составляют в... 10 % объема ТБО.

1 - город-центр; 2 — ведущий подцентр; 3 — низовой подцентр; 4 — площадка стоянки передвижной сжигательной установки (ПСУ); 5 — шлакоотвал; 6 — завод сжигания бытовых отходов с утилизацией тепловой энергии; 7 — перегрузочная станция; 8 — полигон
Вариант, изображенный на рис. 4.5 а, содержит предложения по наименее изученным системам на 25...125 тыс. жителей с городом-центром, где проживает 20...50 тыс. жителей. Размещение сооружений центральное с одноэтапной доставкой на них ТБО. В каждом населенном месте проектируют стационарную площадку с подводом необходимых коммуникаций и устройством бункера-накопителя ТВО. В связи с малым объемом накопления ТБО в каждом отдельном населенном месте системы в перспективе могут использоваться передвижные сжигательные установки (ПСУ) на автомобильном, тракторном шасси, на железнодорожной платформе или на базе теплохода. ПСУ регулярно объезжают населенные пункты и сжигают в них отходы. В рассматриваемом варианте утилизация тепловой энергии не экономична.
Максимальный радиус системы составляет 300 км (зависит от возможности преодоления пути от крайней точки системы до города-центра в ночное время за 6...8 ч). В пригороде города-центра предусматривают шлакоотвал. Схема применена в ряде небольших курортов Франции.
Варианты, изображенные на рис. 4.5 б, в, е, рассчитаны на применение стационарных заводов по сжиганию ТБО (ЗСБО) с утилизацией тепловой энергии. В оптимальном варианте ЗСБО размешают центрально, в пределах города-центра, что обеспечивает:
- 1) круглосуточную и круглогодичную реализацию тепловой энергии;
- 2) экономию на транспортировании ТБО;
- 3) квалифицированное обслуживание.
Вариант, выполненный на рис. 4.5 б, рассчитан на применение в системе численностью 200...400 тыс. жителей (город-центр — 150... 800 тыс. жителей); ЗСБО расположен на одном земельном участке с автоколонной мусоровозов. Для наиболее удаленных подцентров системы принято двухэтапное удаление ТБО. Вариант используют для систем с центром в Пятигорске, Сочи, на Южном берегу Крыма.
Вариант, изображенный на рис. 4.5 в, рассчитан на применение в системе численностью 600...1200 тыс. жителей с городом-центром, вытянутым на 60...80 км (0,5... 1 млн. жителей). ЗСБО расположен в средней части города-центра (у его границы). Решение по созданию единого завода позволяет добиться экономии по приведенным затратам и трудовым ресурсам. По сравнению с вариантом, приведенным на рис. 4.3 в, достигается экономия более 40 га пригородной земли.
Вариант, показанный на рис. 4.5 г, рассчитан на применение в системе численностью 1.5...3.5 млн. жителей (город-центр свыше 1 млн. жителей) и может быть с некоторымипоправками распространен на крупнейшие системы до 12 млн. жителей. Заводы размещены центрально, ТБО из подцентров транспортируют по двухэтапной системе.
Как и в схемах, приведенных на рис. 4.3 г и 4.4 г, выделяют подсистемы, куда входят планировочный район города-центра, тяготеющие к выходящей из него автомагистрали подцентры с охватом 0,8... 1,2 млн. жителей. ЗСБО совмещают на одной площадке с автоколонной мусоровозов. Размещаемые в ведущих подцентрах ПС также объединяют с автоколоннами.
В системах численностью 4,5... 12 млн. жителей акономичны подсистемы, охватывающие 1.6...2.5 млн. жителей, а ЗСБО могут размещаться в ближайших к центру ведущих подцентрах. Создание крупнейших ЗСБО в 2...3 раза сокращает затраты трудовых ресурсов. Вариант использован в проекте схемы санитарной очистки Москвы, Будапешта, Милана, Парижа, Цюриха.
Обслуживаемоечисло жителей,тыс. чел. |
Число сооружений, шт. |
Количество жителей, обслуживаемых одним сооружением, тыс. чел. |
Обеспеченность сооружениями, % |
Расстояние вывоза ТБО от центра сбора до сооружений,км |
||
заводы |
полигоны |
всего
|
||||
До 300 |
_ |
1 |
1 |
До 300 |
5... 15 |
|
350...500 |
1 |
1 |
2 |
150...350 |
100 |
15...25 |
550...850 |
1 |
I...2 |
2...3 |
250...550 |
100 |
20...30 |
1000...2000 |
2 |
2 |
4 |
350...850 |
50 |
20...40 |
3000... 5000 |
3 |
2—3 |
5-6 |
550...1500 |
33 |
20...75 |
Степень централизации сооружений в системе оценивают двумя показателями (табл. 4.6). Удельное число жителей групповой системы, приходящееся на одно сооружение, составляет:
У = Н/С,
где Н — число жителей групповой системы, тыс. чел.; С — число сооружений одного назначения.
Коэффициент, показывающий, какая часть жителей групповой системы приходится на одно однотипное сооружение, равен:
К = У·100%Н.
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что оптимизация централизованных схем санитарной очистки дает экономический эффект и обеспечивает более высокое качество охраны окружающей среды.
Технико-экономическое сравнение децентрализованных и различных централизованных схем выполняют с учетом поиска варианта, требующего наименьших затрат:
Рекомендуемые масштабы региональных систем также приведены в табл. 4.6.
Социальные сети