+7 (342) 299 99 69

пн-пт с 900 до 1800

logotype

Вещественный состав автолома - общие сведения

Сбор и переработка отслуживших свой срок автомобилей во многих странах представляет собой актуальную проблему как по экологическим (ликвидация «кладбищ» автомашин), так и по ресурсным (утилизация содержащихся в автоломе материалов) соображениям.

Как следует из практического опыта, переработка автолома наиболее рентабельна для автомобилей, проработавших не более 10 лет1, легко демонтируемых, с относительно небольшой номенклатурой используемых материалов.

Сведения о количестве отслуживших свой срок автомобилей, поступивших на специальные установки для переработки в различных странах, приведены в табл. 7.1.

Степень повторного использования материалов старого автомобиля определяется качеством и составом этого материала, а также применяе­мой технологией.

Таблица 7.1 Сведения о количестве поступивших в переработку автомобилей (тыс. шт.)

Страна

Год

1960

1970

1980

1985

1990

2000

США

-

9000

7000-9000

10000

10000

-

Великобритания

-

700

-

-

-

-

ФРГ

200

900

1500

1200-1500

2000

3000

Франция

-

-

-

-

1000

-

Нидерланды

-

-

36

-

-

-

Япония

-

-

-

2000-3000

-

-

В США, например, уже в середине 80-х годов автомобили были основным источником черного и цветного металлолома; автолом по количеству регенируемого из него алюминия стоит в США на втором месте после банок из-под напитков (по данным фирмы «Aluminium Со of Amerika», в США из автолома извлекают около 70% содержащегося в нем алюминия). При переработке автолома пока еще обращается должное внимание именно на металлы.

Так, по данным германской практики, при переработке утилизируется 71% автолома (69% составляют черные металлы, 2% - цветные металлы), 29% (50 тыс. т/год) отправляется на свалку (преимущественно неметаллические детали). В Германии к 2015 г. планируется вовлечь в переработку 95% всех отслуживших свой срок автомобилей и при этом возвращать во вторичное использование 98-100% стали, 98­100% чугуна, 95% алюминия, 95% свинца, 60% меди и 5-10% пластмасс. По прогнозам, к 2015 г. выход отходов переработки автолома снизится до 5%.

В табл. 7.2 приведен вещественный состав дробленого авто­лома.

Таблица 7.2 Вещественный состав дробленого автолома (мае.%)

Компонент

США

Германия

Металлы

75

65-84

Неметаллы

25

16-35

Черные металлы

-

67-75

Цветные металлы (кроме алюминия)

-

3,2-8

Алюминий

-

2,2-6

Стекло

-

3

Резина

-

7

Пластмасса

17

6-25

Вещественный состав дробленого автолома детально изучался Горным бюро США. Изучались отслужившие свой срок 15 автомоби­лей производства США и несколько машин Японии, поступивших на внутренний рынок США (модели Honda, Datsun, Nissan, Toyota). Пе­ред дроблением с машин снимали аккумуляторы, топливные баки и шины; дробленый автолом разбирался вручную. Как показала ручная разборка, автолом содержит 76% черных металлов, 6% цветных ме­таллов и 18% неметаллических материалов. Установлено, что тяже­лые цветные металлы в основном представлены свинцом аккумуля­торных батарей.

Наибольшую ценность в автоломе представляют металлы, в первую очередь цветные (данные о содержании различных цветных металлов в автомобиле приведены в табл. 7.3).

Таблица 7.3 Содержание цветных металлов в автомобиле,%

Страна

Медь и ее сплавы

Цинк

Алюминий

Свинец

США

0,9

1,56

1,4

0,6

Европейские

страны

1,0

2,1

1,9

0,7

Германия

2-10

6-15

до 40

2

В середине 80-х годов в США около 4% от общей массы автомобиля приходилось на алюминий (усредненные данные по массе алюминиевых деталей в конструкции автомобилей разных лет приведены в табл. 7.4).

Таблица 7.4 Содержание алюминиевых деталей (кг) в конструкции автомобилей США

1960

1965

1975

1980

1985

1990

24,5

31,8

39,5

59,4

63,5

91,0

С технологической, экономической и экологической точки зрения наиболее предпочтительны автомобили, состоящие на 30% из алюми­ния. Вместе с тем зачастую из автолома (после дробления до размера -150 мм) извлекают только черные металлы, остальное от­правляется на свалку.

О составе отходов переработки автолома после выделения из него черных металлов можно судить по данным германской практи­ки: после магнитной сепарации остается 25-33% немагнитной фракции, содержащей 2-10% меди, до 2% свинца, 6-15% цинка, до 40% алюминия.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте
  • Facebook

Содержимое второго блока