+7 (342) 299 99 69

пн-пт с 900 до 1800

logotype

Сбор и удаление отходов (ТБО)

В системе санитарной очистки города от ТБО можно выделить два аспекта:

  • обеспечение чистоты города;
  • снижение количества отходов, направляемых на захоронение (за счет их вовлечения в сортировку, переработку и утилизацию).

Чистота города обеспечивается своевременным сбором и удалени­ем ТБО из тех мест, где они образуются. Чистота, с позиций современ­ных воззрений, является необходимым, но недостаточным показате­лем эффективности санитарной очистки города. Главный критерий уровня санитарной очистки любого города от ТБО (при обеспечении его необходимой чистоты) — количество отходов, вывозимых на поли­гон захоронения (в процентах от общего количества образующихся муниципальных отходов). Чем численное значение критерия меньше (т.е. чем больше вовлекается ТБО в переработку), тем выше уровень санитарной очистки.

Сбор ТБО осуществляется в специальные контейнеры-сборники, устанавливаемые на бетонированной или асфальтированной площадке. В Москве наиболее распространены контейнеры емкостью 0,75 м3, 0,8 м3 и 1,1 м3 (рис. 4.1).

Контейнер для сбора ТБО
Рис. 4.1. Контейнер для сбора ТБО емкостью 1,1мЗ

Услуги по сбору и удалению ТБО в российских городах и населен­ных пунктах осуществляют муниципальные спецавтохозяйства и ком­мерческие предприятия в сроки, регламентируемые санитарными пра­вилами. Режим удаления ТБО согласуется органами коммунального хо­зяйства с местными учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора (СЭН) и утверждается на основании решений местных админи­стративных органов. Периодичность удаления ТБО с территорий домо­владений и организаций составляет, как правило, не реже одного раза в три дня (в Москве - ежедневно).

В соответствии с мировой практикой на стадии сбора ТБО должны решаться вопросы минимизации количества захораниваемых отходов — за счет выделения ресурсов, пригодных для вторичного использования.

В европейских странах, США и Японии широко практикуется раз­дельный сбор отходов в местах их образования, что во многом предот­вращает попадание в ТБО как ценных (незагрязненная макулатура, стекло, пластмассы, металлы), так и опасных (отработанные люминес­центные лампы, аккумуляторы, батарейки) компонентов. По разным оценкам, выход селективно собранных отходов потребления составляет 25 - 35% от общего количества образующихся ТБО (иногда - до 50%).

Реализация в европейских городах селективного сбора компонентов ТБО в качестве сырья для вторичного использования основана на орга­низации разъяснительной и информационной работы среди населения (начиная со школьных программ обучения), использовании специаль­ных контейнеров, устанавливаемых в местах образования отходов и сортировочных комплексов для доводки и обработки вторсырья. Раз­дельный сбор отходов часто стимулируется снижением платы за удале­ние ТБО (оплачивается в основном вывоз неутилизируемой части ТБО).

Организация селективного сбора ТБО в европейских городах рас­смотрена ниже на примере Берлина (Германия).

Для сбора с целью последующей утилизации полезных компонентов ТБО в Берлине используются контейнеры нескольких цветов: синий — для бумаги; коричневый, зеленый и белый - для стекла; желтый контей­нер или мешок - для бывшей в употреблении упаковки (на которой на­несен специальный зеленый знак); черный с коричневой крышкой - для пищевых и растительных отходов; серый контейнер для всех остальных отходов. При пользовании контейнерами население Берлина руковод­ствуется требованиями к сортировке отходов по видам (табл. 4.1).

В российских условиях сложно организовать повсеместно селективный сбор у населения полезных компонентов ТБО — главным образом из-за не­подготовленности населения, отсутствия современных сортировочных комплексов и специальных контейнеров.

Тем не менее создание пунктов приема вторсырья и организация контейнерного сбора вторсырья - задача актуальная, причем контейнеры целесообразнее использовать для колекгив- но-селекгивного сбора отходов: в один контейнер собирать стекло, металлы, пластмассу и макулатуру. Коллективный продукт затем доставляется на объект сортировки. Возможны и другие варианты не покомпонентного, а по- фракционного сбора муниципальных отходов (подробнее рассматриваются в дальнейшем при прохождении курса).

Таблица 4.1 Требования к сортировке отходов по видам (Берлин, Германия)
Цвет контейнера Что следует бросать Что не следует бросать
Синий - для бумаги Газеты, журналы, упаковку из бумаги и картона Остатки обоев, грязную бумагу (в т. ч. гигиенич.), покрытую слоем бумагу (напр., восковую, фотобумагу для графики), копировальную бумагу
Коричневый - для коричневого стекла; зеленый - для зеленого стекла; белый - для белого стекла Бутылки всех видов для одноразового пользования, банки от мармелада и консервов, упаковку из стекла, сортированную по окраске Лампочки, керамику и фарфор, зеркала; оконное, ветровое, лабораторное стекло; свинцовый хрусталь
Желтый контейнер или желтый мешок - для упаковки, на которую нанесен специальный зеленый знак Упаковку, на которую нанесен спец. зеленый знак; упаковку из белой жести и алюминия (банки из-под консервов и напитков, алюминиевые крышки, фольга); упаковку с многослойной структурой (вакуумная, пакеты из-под сока' и молока); упаковку из пластмассы (стаканчики от йогурта, полиэтилен, пакеты) Стекло, бумагу и картон; остаточный мусор; громоздкие отходы; вредные вещества; пищевые и растительные отходы; деревянные ящики
Черный с коричневой крышкой — для пищевых и растительных отходов Остатки от овощей и фруктов (в т. ч. от апельсинов и грейпфрутов); кофейную гущу и фильтры, использованные пакеты для заварки чая; остатки еды и испорченные продукты (колбасу, мясо, рыбу); увядшие цветы, садовые отходы (а также скошенную траву), оберточную бумагу Заполненные мешки из пылесоса; золу; текстиль; кожу; обработанное дерево; пеленки; бинты; опилки, использованные домашними животными
Серый контейнер - для оставшихся отходов Отходы, не попавшие в другие контейнеры Громоздкий мусор; отходы металла, дерева и текстиля; вредные вещества (батарейки, лаки, краски, кислоты, медикаменты, средства для борьбы с насекомыми)

Для транспортировки ТБО в российских городах преимущественно используются собирающие мусоровозы с уплотняющими устройствами (табл. 4.2) типа ФАУН (объем кузова -18 м3, номинальная грузоподъ­емность - 10,3 т), КО-415 (объем кузова - 23 м3, номинальная грузо­подъемность - 9,4 т) и КО-424 (объем кузова - 7,5 м3, номинальная гру­зоподъемность - 2,9 т). По данным практики, реальная грузоподъем­ность собирающих мусоровозов составляет 60-80% от номинальной, что во многом объясняется малой эффективностью уплотнения отходов в кузове мусоровоза (из-за неоднородного состава и крупности отходов и недостаточного усилия прессования в реальных условиях эксплуата­ции мусоровозов; кроме того, контроль заполнения кузова отсутствует, а оценка его заполнения по числу опорожненных контейнеров неточна, так как сами контейнеры могут быть загружены не полностью).

Таблица 4.2. Основные типы мусоровозов, вывозящих ТБО (на примере г. Москвы)
Тип, марка Масса вывоз. ТБО, кг Объем кузова м3 Шасси Крат­ ность уплот­ нения Время зазгруз., мин. Габаритные размеры, мм Полная масса, кг Высота подъема, мм Радиус пово­ рота внешн., м
КО-424 2900 7,5 ЗИЛ- 431412 1,85 5-7 5900x2340x3100 8500 4500 8,9
КО-431 3600 10 зил- 433622 1,8-2,2 5-7 5900x2340x3100 - 5800 8,9
КО-427 7900 16 МАЗ- 5337 1,8-2,2 12 5500x2500x3300 - - 9,5
Рико 10200 16 КАМАЗ 353213 2,5-3,0 8,4 9450x2500x3250 - 5410 9,7
Фаун 10300 18 КАМАЗ 353213 2,5-3,0 3,2 8450x2500x3440 12365 5410 9,7
Фаун 10300 18 МАН, Мерседес 2,5-3,0 3,2 8450x2500x3440 12365 5410 9,7

В случае отдаленности от крупного города полигонов захоронения ТБО целесообразна организация двухстадийного удаления муници­пальных отходов с использованием мусороперегрузочных станций (МПС), оснащенных стационарными уплотняющими устройствами - компакторами. Собирающие мусоровозы доставляют ТБО на МПС, расположенную в черте города, где ТБО перегружаются в воронку компактора, к которому пристыковывается специальный пресс-кон­тейнер емкостью 20-30 м3 (рис. 4.2).

Полнота заполнения пресс-контейнера определяется изменением усилия прессования на прессую­щей плите компактора. Заполненный контейнер устанавливается на контейнеровоз — транспортное средство, оснащенное специальным устройством в виде крюка, затягивающего контейнер по направляю­щим роликам на платформу.

Контейнеровоз осуществляет вывоз ТБО на полигон захоронения. Уплотнение ТБО в стационарных устрой­ствах на МПС решает задачу оптимальной загрузки транспорта при вывозе ТБО на большие расстояния, позволяет уменьшить количество собирающих мусоровозов и снизить расходы на удаление ТБО.

Схема перегрузки ТБО с контейнерным прессованием
Рис. 4.2. Схема перегрузки ТБО с контейнерным прессованием
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте
  • Facebook

Содержимое второго блока