+7 (342) 299 99 69

пн-пт с 900 до 1800

logotype

Нормативно-правовая база обращения с отходами (ТБО)

Во всем мире одной из наиболее актуальных является проблема ра­ционального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отхо­дами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транс­портировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ли­квидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья че­ловека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.

Принципы и методы законодательного регулирования предотвра­щения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании мало­отходных и экономичных технологий, требованиями вторичного ис­пользования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля соста­ва и свойств отходов и др.

В законодательстве целого ряда стран главной целью деятельности государства признана охрана окружающей среды, и выполнение зако­нов, устанавливающих правила сбора, переработки и уменьшения коли­чества отходов как основных источников загрязнения природной среды контролируется очень строго. Поскольку нормирование выбросов во времени ужесточается, промышленники вынуждены постоянно увели­чивать затраты на мероприятия по контролю вредных выбросов при производстве промышленной продукции, по закупке и установке очист­ного оборудования, по созданию малоотходного производства, а также по оплате услуг за сбор, удаление и захоронение отходов.

Нормативно-правовая база охраны окружающей среды определяет­ся Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами, постановлениями правительства, указами президента, санитарными, строительными нормами и правилами.

Все граждане Российской Федерации имеют конституционное пра­во на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются федераль­ными законами РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определя­ет правовые основы государственной политики в области охраны окру­жающей среды, являющейся основой жизни на Земле.

Этот Закон призван способствовать формированию и укреплению экологической безопасности и устойчивого развития на территории РФ, сохранению биологического разнообразия и природных ресурсов в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

В соответствии с Законом одним из основных принципов охраны ок­ружающей среды при осуществлении (или планировании) хозяйствен­ной деятельности является научно обоснованное сочетание экологичес­ких, экономических и социальных интересов человека, общества и госу­дарства. Закон регламентирует обязательное проведение государствен­ной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосно­вывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Речь, таким образом, идет о предотвра­щении экологически вредного воздействия на природную среду и здоро­вье человека хозяйственной деятельности. Проекты, по которым не име­ются положительные заключения государственной экологической экс­пертизы, утверждению не подлежат. Экологический контроль за объек­тами хозяйственной деятельности осуществляют органы государствен­ной власти РФ или субъектов РФ. При этом население должно быть обеспечено достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране и о фактах хозяйственной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предусмотренных законом, является плата за нега­тивное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воз­действия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих ве­ществ в атмосферный воздух; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (поверхностные и подземные) и на водосборные площади; раз­мещение отходов производства и потребления и некоторые другие.

Весьма важно, что государство поддерживает предприниматель­скую деятельность, осуществляемую в целях охраны окружающей сре­ды, посредством установления налоговых и других льгот (в соответ­ствии с законодательством).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной деятельности Закон предусматривает ус­тановление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы допустимых выбросов и сбросов, нормативы об­разования отходов и лимиты на их размещение, некоторые другие нормативы).

Весьма важно, что Закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезврежи­вания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов. Запрещается также ввод в эксплуа­тацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды.

Для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяй­ственной деятельности на территории РФ проводится экологическая сертификация - обязательная или добровольная (обязательность определя­ется порядком, установленным правительствам РФ).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения»

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Настоящий Закон регламентирует санитарные правила, нормы и ги­гиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности жизнедеятельности человека.

В соответствии с Законом все предприятия обязаны осуществлять производственный контроль за выполнением санитарных правил. В случае несоблюдения санитарных правил может быть приостановлена эксплуатация действующих предприятий, а также прекращены работы по проектированию и строительству новых объектов.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регламен­тирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на решение вопросов охраны окружающей среды посредством предупреж­дения негативного воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза устанавливает:

  • соответствие намечаемой хозяйственной деятельности эколо­гическим требованиям;
  • допустимость реализации объекта экологической экспертизы (на основе оценки последствий реализации объекта с точки зрения воз­действия на окружающую среду).

Основными объектами экологической экспертизы являются:

  • проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;
  • проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности (в том числе проекты международных до­говоров, проекты технической документации на новые технику, техно­логию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги).

В РФ различают два вида экологической экспертизы: государ­ственную экологическую экспертизу; общественную экологическую экспертизу.

Государственную экологическую экспертизу организуют и прово­дят на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий обос­нованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду соответствующей хозяйственной деятельности и о возможности реали­зации объекта.

За качество экспертизы отвечают эксперты; эксперты независимы при осуществлении ими своих полномочий и обязаны учитывать пере­довые достижения отечественной и зарубежной науки и техники при анализе экспертируемых материалов.

Государственная экологическая экспертиза обязательно прово­дится до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводит­ся по инициативе граждан и общественных организаций до государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она мо­жет проводиться независимо от государственной экологической экспер­тизы (заявление о проведении общественной экологической эксперти­зы должно пройти государственную регистрацию в органах местного самоуправления).

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на ок­ружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве до­полнительного источника сырья.

В соответствии с Законом основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

  • приоритет охраны окружающей среды;
  • научно обоснованное сочетание экономических и экологичес­ких интересов общества;
  • создание и внедрение малоотходных технологических процессов;
  • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
  • использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением установ­ленных санитарных правил, гигиенических нормативов и норм экологи­ческой безопасности при обращении с отходами;
  • защита национальных интересов и участие в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

При обращении с отходами, в соответствии с Законом регламенти­руются требования при проектировании, строительстве и реконструк­ции объектов хозяйственной деятельности, при эксплуатации произ­водств, при размещении отходов, при очистке населенных пунктов от ТБО. Особые требования регламентируют обращение с опасными отхо­дами (содержащими в своем составе вещества, для которых характерно одно из опасных свойств - токсичность, инфекционность, взрывоопас­ность, пожароопасность, высокая реакционная способность).

Зарубежная нормативно-правовая база

Из зарубежных стран ведущими в области природоохранной дея­тельности являются страны ЕС, Япония, США и некоторые другие.

Основными принципами природоохранного законодательства Евро­пейского Союза являются:

  • защита окружающей среды и улучшение ее качества;
  • защита здоровья населения;
  • сохранение и рациональное использование природных ресурсов.

В 1960 г. создано Европейское агентство по защите окружающей среды.

В отношении отходов принята специальная резолюция, которая со­держит пять пунктов:

  • предотвращение образования отходов;
  • переработка и повторное использование отходов;
  • оптимизация захоронения отходов;
  • совершенствование систем переработки отходов;
  • устранение ущерба от отходов.

В США основные направления охраны окружающей среды опреде­ляет Конгресс.

В 1965 г. Конгрессом США был принят Закон об удалении твердых отходов - первый федеральный правовой акт, направленный на под­держку экологически рациональных методов удаления отходов. Позд­нее (1970-1984 гг.) данный Закон был дополнен законами о сохранении и восстановлении сырьевых ресурсов.

В 60-е годы в США (как и в Западной Европе) появилась экологиче­ская экспертиза. Её основное назначение - оценка технологий, ожидае­мого воздействия проекта на природную среду, экологического риска.

В США создано Агентство по охране окружающей среды (ЕРА — Environmental Protection Agency).

Основные функции ЕРА:

  • совершенствование законодательства по охране окружающей среды;
  • систематический контроль деятельности фирм, занимающихся обезвреживанием промышленных отходов;
  • организация и выполнение работ на аварийных свалках опасных отходов.

В соответствии с разработанными ЕРА правилами сбора, перера­ботки и сокращения количества твердых отходов рецикл отходов вклю­чен в новое законодательство США по сжиганию ТБО. В частности, ус­тановлена норма в 25% отходов, которые обязательно должны быть рас­сортированы перед сжиганием. При этом выделяются специальные кре­диты на работы, связанные с организацией сортировки отходов для по­вторного использования бумаги, картона, стекла, черных и цветных ме­таллов, пластмассы и других ценных материалов.

Основная законодательная тенденция в США — стимулирование программ ресурсосбережения и минимизации количества отходов в ме­стах их образования.

Специальные законодательные акты по охране окружающей среды, базирующиеся на новейших технологических достижениях, регламен­тируют в США деятельность отдельных отраслей промышленности. Например, размещение отходов горного производства и проектирова­ние для них площадок регулируются двумя законами - Законом об ох­ране и использовании недр и Законом об открытых горных работах и рекультивации земель.

Серьезное внимание в США уделяют работе с населением. Во избе­жание противодействия со стороны общественности при размещении на той или иной территории промышленных объектов (особенно по пе­реработке и обезвреживанию отходов) постоянно проводится объектив­ная разъяснительная работа, формирующая позитивное общественное мнение. В ряде штатов созданы независимые комиссии, которые орга­низуют публичные слушания проектов. Считается, что возможные недостатки размещения проектируемых объектов, связанные с особен­ностями местности или близости жилья, должны быть нивелированы за счет усиленной инженерной подготовки и надежных мер эксплуатации, что учитывают природоохранные органы штатов, выдающие разреше­ние на строительство и эксплуатацию объектов. Практика показывает, что соответствие проекта стандартам охраны окружающей среды часто не убеждает население, поэтому целесообразнее ставить на обсуждение конкретные меры по охране окружающей среды и их предполагаемые результаты.

Большая роль при решении природоохранных вопросов отводится формированию экологически мыслящего общества.

В 1990 г. в штате Миннесота принят Закон об экологическом обра­зовании. Его основная цель - научить граждан, начиная со школьного возраста, понимать причинно-следственные связи между обществом и окружающей природной средой и быть способными принимать альтер­нативные решения, благоприятные с экологической точки зрения.

Следует отметить, что законы и правовые нормы сами по себе не создают новый экологический порядок в обществе. Очевидно, этому может способствовать только определенная система общественных от­ношений и высокий уровень культуры населения.

Для реального осуществления эффективной природоохранной по­литики необходимо выполнение нескольких условий: целенаправлен­ность и непрерывность действий, комплексный подход, подготовка спе­циалистов, придание экологической проблеме ранга первостепенной за­дачи, финансовое и научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности.

Можно констатировать, что за последнее двадцатилетие произо­шла переориентация в решении экологических проблем - от контроля за загрязнением к предупреждению загрязнения (предотвращение об­разования отходов, их переработка и утилизация, безопасное удаление и захоронение, использование малоотходных и ресурсосберегающих технологий).

Стимулирование внедрения и развития природоохранных техноло­гий означает, что для многих стран экологически чистые технологии стали жизненно необходимыми.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (3 Голосов)
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте
  • Facebook

Содержимое второго блока