+7 (342) 299 99 69

пн-пт с 900 до 1800

logotype

Системы сбора и удаления ТБО

Основными системами сбора и удаления ТБО являются: контейнерная система (система «сменяемых» сборников); система «несменяемых» сборников. При контейнерной системе отходы вывозят вместе с контейнерами, а на их место устанавливают порожние чистые контейнеры. При «несменяемой» системе отходы выгружают непосредственно в мусоровозные машины, а контейнеры после опорожнения устанавливают на место.

В благоустроенном жилищном фонде могут одновременно применяться как контейнерная система, так и «несменяемая» система сбора и вывоза отходов, обеспечивающие максимальную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Выбор той или иной системы определяют такие факторы:

  • удаление мест, разгрузки мусоровозных машин;
  • санитарно-эпидемиологические условия;
  • периодичность санитарной обработки сборников и возможность такой обработки непосредственно в домовладениях;
  • тип и количество мусоровозных машин;
  • количество проживающих жителей, этажность застройки, наличие жилищного фонда на правах личной собственности;
  • рельеф местности;
  • наличие сезонных объектов (летние павильоны, ярмарки, выставки и т. п.).

Применение контейнерной системы с контейнерами вместимостью до 1 м3 целесообразно при дальности вывоза не более 8 км, при обслуживании объектов временного образования отходов и сезонных объектов (выставки, ярмарки, дачные поселки, места с большим скоплением людей), а также благоустроенного жилищного фонда, расположенного в южной климатической зоне РСФСР.

«Несменяемая» система как наиболее производительная должна применяться в качестве основной, поскольку она позволяет наиболее полно использовать мусоровозные машины и достигнуть наибольшей производительности труда. На эту систему ориентируется развитие техники в коммунальном машиностроении. Эффективность «несменяемой» системы обеспечивается при использовании контейнеров различных типоразмеров, м3: 0,3; 0,55; 0,6; 0,75.

При новом строительстве жилых зданий, оборудованных мусоропроводами, а также при их капитальном ремонте мусороприемные камеры должны удовлетворять установленным требованиям независимо от привязки к условиям местности. Это позволит устанавливать контейнеры на колесах или на тележке непосредственно под стволами мусоропроводов и избежать ручной перегрузки ТБО из зданий малыми емкостями. При использовании контейнеров на колесах или на тележке проезды, по которым перемещают контейнеры, должны иметь ровное дорожное покрытие. Уклоны и подъемы не должны превышать 8 %.

Сбор и удаление ТБО в жилищном фонде на правах личной собственности могут осуществляться как по системе «сменяемых» так и «несменяемых» сборников. В этом фонде может быть организована система сбора отходов путем заезда собирающего мусоровова в определенные дни и часы, когда жители выгружают отходы в мусоровоз из квартирных сборников.

Вопрос о выборе систем сбора и удаления отходов решается в каждом конкретном городе (населенном пункте) на текущий период и на перспективу:

  • при определении систем сбора и удаления ТБО на ближайший плановый период, когда исходя из существующих конкретных условий, наличия технических средств, уровня благоустройства жилой застройки, дальности вывоза отходов;
  • при разработке перспективного плана сбора и удаления ТБО, когда необходимо исходить из плана застройки и развития города (населенного пункта) и ориентироваться на новые перспективные технологические схемы и технические средства.

В благоустроенном жилищном фонде в теплое время года независимо от климатических условий жители или рабочие ЖЭО (в зданиях с мусоропроводами) выносят отходы и загружают ими стоящие на площадках контейнеры. При системе «сменяемых» контейнеров применяют контейнеры вместимостью 0,75 м3 и контейнерные мусоровозы М-30А, а при системе «несменяемых» контейнеров используют контейнеры вместимостью 0,75; 0,6 и 0,55 м3, а также контейнеры на колесах 0,3 м3. В этом случае вывоз отходов производится мусоровозными машинами различных моделей.

В неканализированном жилищном фонде с целью механизации погрузочно-разгрузочных работ и улучшения санитарного состояния дворовых территорий целесообразно сбор отходов производить в металлические сборники различной вместимости, но с перфорированным дном. Использование таких сборников позволяет применять мусоровозные машины с механизированной выгрузкой отходов из контейнеров. В жилищном фонде на правах личной собственности наибольшее удаление контейнеров от крайних жилых домов может достигать 150 м. Контейнеры при «сменяемой» системе могут находиться на площадках постоянно или устанавливаться на какое-то определенное время.

Определение числа мусоровозов

Число мусоровозов М, необходимых для вывоза бытовых отходов, определяют по формуле

М = Пгод/(365ПсутКисп),

где Пгод — количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года с применением данной системы, м3; Псут — суточная производительность единицы данного вида транспорта, м3; Кисп - коэффициент использования парка (0,7...0,8).

Суточную производительность мусоровоза определяют по формуле

Псут = РЕ,

где Р — число рейсов в сутки; Е — количество отходов, перевозимых за один рейс, м3.

Число рейсов мусоровоза определяют по формуле

Р = [Т — (Тп-з + Т0)]/(Тпогр + Тразгр + 2Тпроб),

где Т—продолжительность смены, ч; Тп-з — время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции в гараже, ч; Т0 — время, затрачиваемое на нулевые пробеги (от гаража до места работы и обратно), ч; Тпогр — продолжительность погрузки, включая переезды и маневрирование, ч; Тразгр — продолжительность разгрузки, включая маневрирование, ч; Тпроб —время, затрачиваемое на пробег от места погрузки до места разгрузки или обратно, ч.

Определение числа контейнеров. При «несменяемой» системе число контейнеров, подлежащих расстановке на обслуживаемом участке Бн.с., определяют по формуле

Бн.с. = Пгод1/365Е,

где Пгод — годовое накопление ТБО на участке, м3; t — периодичность удаления отходов, сут; К1 — коэффициент неравномерности накопления отходов (принимается равным 1,25); Е — вместимость контейнера, м3.

Для определения списочного числа контейнеров Бн.с. должно быть умножено на коэффициент К2=1,05, учитывающий число контейнеров, находящихся в ремонте и резерве.

При контейнерной системе списочное число контейнеров Бн.с. определяют по формуле

Бн.с. = Пгод1К2К3/365Е, где

К3=1+В121 — число контейнеров, устанавливаемых на платформе контейнерного мусоровоза; В2 —число обслуживаемых контейнеров, расположенных в местах сбора).

Значения коэффициента Кз для различных условий определяют по табл. 3.9.

Таблица 3.9. Значения коэффициента Кз

Периодичность вывоза ТБО

Коэффициент Кз при числе рейсов в сутки

1

2

3

4

5

6

7

Ежедневно

Через 1 день

Через 2 дня

2

1,5

1,33

1,5

1,25

1,17

1,33

1.17

1,11

1,25

1,13

1,08

1,2

1,1

1,07

1,17

1,08

1,06

1.14

1,07

1,04

Ориентировочно для определения численности жителей, обслуживаемых одним контейнером, можно воспользоваться данными табл. 3.10, а для подсчета мусоровозов — табл. 3.11 и 3.12.

Таблица 3.10. Ориентировочная численность жителей, пользующихся одним контейнером

Норма накопления отходов на 1 чел/год, м3

Численность жителей

при ежедневном вывозе отходов

при вывозе отходов через день

0.8

250...300

130...150

0.9

200...250

100...130

1

150...200

80...100

1,5

100...150

50...80

Таблица 3.11. Нормативы потребности в специальных машинах для санитарной очистки домовладений (на 100 тыс. жителей для союзных республик)

Назначение и модель машины

Союзная республика

мусоровоз

ассенизационная

КО-413

КО-415

М-30

53-М

КО-503

РСФСР

8/10

6/8

20/24

15/18

58/64

Украинская ССР

8/10

6/8

20/24

15/18

60/66

Белорусская ССР

8/10

6/8

20/24

15/18

57/63

Грузинская СР

8/10

6/8

22/27

15/18

55/61

Армянская ССР

9/11

6/8

23/34

16/20

73/82

Азербайджанская ССР

8/10

6/8

22/27

15/18

58/64

Молдавская ССР

8/10

6/8

19/23

15/18

64/71

Казахская ССР

8/10

5/6

20/24

13/16

58/64

Киргизская ССР

8/10

6/8

19/23

14/17

60/66

Туркменская ССР

8/10

6/8

18/22

14/17

55/61

Узбекская ССР

8/10

6/8

21/26

15/18

63/70

Таджикская ССР

8/10

6/8

19/23

14/17

59/65

Литовская ССР

8/10

6/8

19/23

14/17

65/72

Эстонская ССР

8/10

6/8

19/23

14/17

55/61

Латвийская ССР

8/10

6/8

19/23

14/17

57/63

Примечание. Под чертой указана потребность в машинах с учетом коэффициента разобщенности.

Таблица 3.12. Ориентировочная численность жителей, обслуживаемых различными мусоровозами за один рейс при ежедневном вывозе ТБО

Тип собирающего мусоропровода

Численность жителей при среднесуточной норме накопления

в благоустроенной жилой застройке

в неблагоустроенной жилой застройке

при отборе пищевых отходов

без отбора пищевых отходов

коммунальный фонд

частный сектор

53-М

4000

3700

2700

2 000

М-30

2 200

2000

1400

1 100

КО-413

5100

4800

3400

2500

КО-415А

14000

13 000

10000

7 000

Маршрутизацию движения собирающего мусоровозного транспорта осуществляют для всех объектов, подлежащих регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов принимают участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины.

Все маршруты разрабатывают в графической и текстовой формах. Графическая форма маршрутов сбора ТБО — это нанесение на план города (района) линии движения соответствующих мусоровозов с указанием начального н конечного пунктов сбора, а также направления движения. Текстовая форма маршрута сбора ТБО — это последовательное перечисление адресов домовладений, обслуживаемых за один рейс мусоровоза до его максимального заполнения.

В дополнение к маршрутам движения мусоровозов разрабатывают подробный график (расписание) движения. График движения позволяет в любое время определить, где находится мусоровозная машина, какое домовладение она обслуживает, когда должна прибыть на конечный пункт маршрута или к месту разгрузки и когда отправиться по следующему маршруту.

Маршруты сбора ТБО и графики движения пересматривают в процессе эксплуатации мусоровозов при изменении местных условий:

  • уменьшении или увеличении образования ТБО;
  • изменении состава обслуживаемых объектов;
  • изменении условий движения на участке, при смене типа собирающих мусоровозов или смене системы сбора ТБО.

Для составления маршрутов сбора и графиков движения обслуживаемые домовладения объединяют в группы с общим накоплением ТБО за период между двумя заездами мусоровоза, равным количеству отходов, которое мусоровоз может вывести за одну ездку. Численность жителей, обслуживаемых мусоровозом на маршруте сбора, определяют по формуле

Т = О/Н,

где О — объем ТБО, вывозимых мусоровозом за одну ездку, л; Н — среднесуточная норма накопления ТБО в расчете на одного жителя, л.

В табл. 3.12 приведены сведения об ориентировочной численности жителей, обслуживаемых мусоровозом за один рейс при ежедневном вывозе ТБО в зависимости от типа мусоровоза. Если вывоз ТБО производится через день, то накапливание отходов возрастает вдвое, поэтому соответственно должен быть сокращен размер обслуживаемого района.

Для разработки маршрутов сбора и графиков движения мусоровозов необходимо располагать такими исходными данными:

  • подробной характеристикой подлежащих обслуживанию объектов (накопление ТБО по каждому объекту, число и вместимость установленных сборников, места их расстановки, а также состояние подъездов к ним, освещение);
  • подробной характеристикой района обслуживания (правила и интенсивность движения по отдельным улицам и внутриквартальным проездам, планировки кварталов и дворовых территорий и т. д.);
  • режимом работы транспорта.

При выборе режима работы мусоровозного транспорта следует учитывать, что продолжительность работы водителей может устанавливаться не более 1,5 смены. Разработка маршрутов сбора ТБО производится специалистами на основе опыта и определенных правил (эвристический способ) или с применением математического моделирования процесса сбора ТБО.

При эвристическом способе маршрутизации необходимо учитывать следующее:

  • маршрут сбора должен быть компактным и непрерывным, причем повторные пробеги мусоровозов по одним и тем же улицам следует сводить к минимуму;
  • начальный пункт маршрута сбора должен располагаться возможно ближе к спецавтохозяйству, если рабочий день мусоровоза начинается на этом маршруте;
  • пункты сбора ТБО, расположенные на дорогах с особо интенсивным движением и улицах с большим потоком пешеходов, следует объединять в маршруты сбора, подлежащие обслуживанию дэ наступления часов «пик»;
  • маршрут сбора должен проходить в направлении к месту обезвреживания ТБО;
  • на улицах с большим уклоном (более 12... 15%) процесс сбора должен идти под уклон;
  • правые повороты в квартальных проездах должны быть использованы, по возможности, чаще (с целью исключения пересечений с встречным потоком транспорта и маневрирования на перекрестках);
  • тупиковые улицы следует обслуживать таким образом, чтобы въезд на них осуществлялся правым поворотом.

Эффективность маршрутизации может быть повышена за счет применения математического моделирования процесса сбора ТБО. За каждой транспортной единицей закрепляют участок сбора с числом рейсов, соответствующих сменной производительности, при этом, по возможности, сохраняется равномерная нагрузка на каждую транспортную единицу данного типа. На основании закрепленных маршрутов составляют график (сменное задание) работы мусоровоза.

График работы мусоровоза утверждается руководителем предприятия, выдается водителю и направляется в жилищные организации и в СЭС для контроля.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте
  • Facebook

Содержимое второго блока