+7 (342) 299 99 69

пн-пт с 900 до 1800

logotype
ГлавнаяО ТБОЛитератураСанитарная очистка и уборка населенных местРегиональные схемы санитарной очистки городов

Региональные схемы санитарной очистки городов

В условиях ускоренного научно-технического и социального про­гресса наблюдается развитие небольших городов, группирующихся вокруг более крупного города-центра. Происходит формирование так называемых групповых систем населенных мест (регионов). Они объединены социально-экономическими связями в сфере труда, быта и отдыха.

Как правило, целесообразно создание единой системы санитарной очистки в масштабах групповой системы населенных мест с использованием ее дорожной сети. Но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, условия реализация продукции заводов по обезвреживанию и переработке ТБО могут наложить дополнительные требования. Единый комплекс санитарной очистки может охватывать часть групповой системы населенных мест, а может включать две или более групповые системы.

Схема размещения централизованных сооружений обезвреживания и утилизация ТБО
Рис. 4.2. Схема размещения централизованных сооружений обезвреживания и утилизация ТБО

Ц(I), П(I) и К(I) — центральные, периферийные и комбинированные размещения сооружений по обезвреживанию и переработке ТБО при одноэтапной системе удаления; П(I I) — двухэтапное удаление ТБО на периферийные сооружения; 1 — город-центр (крупнейший в группе городов); 2 — ведущий подцентр (средний в группе городов); 3 — низовой подцентр (наименьший в группе городов); 4 — условная граница группы городов (регионов); 5 — дороги; 6 — сооружения по обезвреживанию в утилизации ТБО; 7 — перегрузочная станция двухэтапной системы удаления ТБО

Размещение простейших сооружений обезвреживания ТБО (схема I)
Рис. 4.3. Размещение простейших сооружений обезвреживания ТБО (схема I)

а, б, в — системы с городом центром соответственно с населением 20...300 тыс. чел., 500...1000 тыс. чел., свыше 1 млн. чел.; 1 — город-центр; 2 — ведущий подцентр; 3 —визовой подцентр; 4 — полигон высоконагружаемый; 5 — пере­грузочная станция (ПС); 6 — аэродром; 7 —дороги; 8 — условная граница группы городов региона; А1, А2, А3 ..., Аi— пункты сбора ТБО

Размещение заводов по обезвреживанию и переработке ТБО в компост (схема II)
Рис. 4.4. Размещение заводов по обезвреживанию и переработке ТБО в компост (схема II)

ТБО в компост (схема II)

а —система с городом-центром с населением 350...800 тыс. чел. и ЗМПБО у его границы; б — то же, с ЗМПБО у границы сельскохозяйственной орга­низации; в, г — групповые системы с городом-центром соответственно с насе­лением 500...1000 тыс. чел. и свыше 1 млн. чел.; 1 — завод механизированной переработки ТБО в компост (ЗМПБО); 2 — сельскохозяйственная организация (потребитель .компоста); 3 — полигон высоконагружаемый; 4 — перегрузочная станция; 5 — комплексный ЗМПБО со сжиганием некомпостируемых отходов; А1, А2, А3, ..., Аi — пункты сбора ТБО

Удаление ТБО из мест их образования на сооружения обезвреживания и переработки в СССР осуществляют специальными автомобилями. Централизованная схема санитарной очистки базируется на надежной дорожной сети. Транспортно-планировочная структу­ра расселения определяет масштабы централизации санитарной очи­стки.

По схеме размещения комплексы сооружений обезвреживания и переработки ТБО подразделяют (рис. 4.2) на: 1) центральные (Ц), размещаемые в городе-центре региона или уего границы; 2) периферийные (П), строящиеся у одного из низовых подцентров (городов) региона; 3) комбинированные (К), состоящие из несколь­ких объектов, расположенных на различных расстояниях от города-центра.

Применяют три схемы размещения сооружений обезвреживания и переработки ТБО.

Схема I (рис. 4.3) основана на применении простейших соору­жений — высоконагружаемых полигонов (ПВ) складирования ТБО на грунт. Ее используют при любой численности обслуживаемого населения. Размер санитарно-защитной зоны полигона — 500 м, ми­нимальное расстояние от полигона до аэродрома с учетом возмож­ных полетов птиц—10 км. Вариант, изображенный на рис. 4.3,а, является оптимальным применением схемы для системы на 25... 400 тыс. жителей с городом-центром, где проживает 20...300 тыс. жителей.

Характерной особенностью рассматриваемого варианта являет­ся создание единого периферийного ПВ (при децентрализованной схеме их было бы не менее 10). Вариант рассчитан на максимальную длину дороги (транспортных коммуникаций) от пункта сбора ТБО Аi до комплекса сооружений свыше 30 км, что предопределяет не­обходимость технико-экономических расчетов целесообразности при­менения двухэтапной системы удаления со строительством перегру­зочной станции — ПС. Вариант осуществлен в гг. Курске, Орле, Керчи, ряде городов Московской области.

Вариант, приведенный на рис. 4.3.б, рассчитан на систему, на­считывающую 600...1200 тыс. жителей с городом-центром, вытяну­тым на 60...80 км (500... 1000 тыс. чел.). Удаление ТБО рационально с применением станций перегрузки (двухэтапное). Двухэтапная си­стема таких масштабов базируется на двух периферийных полигонах ТБО. Вариант характерен для Волгограда, Пензы, Свердловска.

Вариант, показанный на рис. 4.3,в, рассчитан на систему, на­считывающую 1,5... 10 млн. жителей (город-центр — свыше 1 млн. жителей). Рассматриваемые сверхкрупные системы подразделяют на подсистемы с охватом 0,8... 1,5 млн., в отдельных вариантах до 4 млн. жителей. В подсистемы входят планировочный район города-центра и тяготеющие к выходящей из него автомагистрали подцентры. В подсистеме, на пересечении границы города-центра и авто­магистрали, проектируют ПС, у границы системы, на периферии, - ПВ. Из входящих в подсистему предприятий санитарной очистки (автоколонна, ПС, ПВ) целесообразно создать производственное объединение. Схема используется при размещении сооружений в Мос­кве и Московской области.

Схема II (рис. 4.4) основана на применении промышленных (за­водских) методов биотермической переработки ТБО в компост. Эта схема экономична при обслуживании систем на 0,35...4,5 млн. жи­телей. Схема рассчитана на получение значительного народнохозяй­ственного эффекта в сельском хозяйстве. Размер санитарно-защит­ной зоны от завода — 500 м.

Наиболее распространенным является вариант схемы, приве­денный на рис. 4.4, а, который применим для систем на 350... 600тыс. жителей (город-центр — 300...500тыс. жителей). Завод меха­низированной переработки ТБО в компост (ЗМПБО) размещен в центре региона, отходы доставляются на него одноэтапно. В схеме нет перегрузочных станций, так как вариант рассчитан на макси­мальную длину дороги от пункта сбора ТБО до завода менее 25 кн. В схеме варианта предусмотрен ПВ, на который вывозят некомпостируемые отходы с ЗМПБО (до 30% общей массы). На нем же обезвреживают ТБО близлежащих населенных мест. Вариант при­менен в г. Могилеве.

Вариант, изображенный на рис. 4.4,5, отличается периферий­ным размещением ЗМПБО вблизи сельскохозяйственной организа­ции и двухэтапной доставкой на него ТБО. Это является следстви­ем значительной удаленности потребителей компоста от города-центра (до 50 км). Диаметр системы по схеме увеличен, но только в на­правлении размещения ЗМПБО. Такой вариант оптимален при до­левом участии сельского хозяйства в создании ЗМПБО.

Вариант, показанный на рис. 4.4, в, рассчитан на систему, насчи­тывающую 0,6... 1,2 млн. жителей с городом-центром (0,5... 1 млн. жителей), вытянувшуюся вдоль реки, моря или автомагистрали на 60...80 км. Условно можно считать, что завод расположен централь­но. Масштабы системы предопределяют двухэтапность доставки на него ТБО, что экономичнее схемы с двумя заводами. Для системы на 750 тыс. жителей и более технологически оправдано создание комплексного завода с сооружениями по термической переработке некомпостируемых отходов. Завод является малоотходным предпри­ятием (отходы, зола и шлак составляют 3 % общей массы).

Вариант, приведенный на рис. 4.4, г, рассчитан на крупнейшие системы с охватом 1,5...4,5 млн. жителей (город-центр свыше 1 млн. жителей). Это периферийная схема с двухэтапным удалением ТБО. Система подразделена на подсистемы, куда входят планировочный район города-центра и тяготеющие к выходящей из него автомаги­страли подцентры с охватом 1...1.2 или. жителей. В подсистеме проектируют ПС (с учетом возможности подачи на нее ТБО пневмо­транспортом) и комплексные заводы, размещаемые с ориентацией на потребителей компоста. На базе входящих в подсистему автоко­лонны, ПС и завода целесообразно создавать производственное объ­единение.

В одной из подсистем с учетом использования всем регионом создают ПВ, который обеспечивает надежность функционирования всей системы. Его площадь рассчитывают с возможностью размеще­ния 25 % ТБО. Вариант использован в проекте схемы санитарной очистки Ленинграда, Минска, Ташкента.

Схема III (рис. 4.5) основана на применении промышленных ме­тодов термической переработки ТБО (сжигания или, в перспективе, пиролиза). Эта схема освоена для систем (регионов) в СССР, где проживает более 200 тыс. жителей. Схема обеспечивает полное обезвреживание ТБО и рассчитана на получение народнохозяйст­венного аффекта за счет реализации тепловой энергии. Размер санитарно-защитной зоны от завода 500 м. Заводы, основанные на тер­мическом методе, требуют меньших по сравнению с другими мето­дами удельных площадей земельных участков. Шлак и зола (отхо­ды от заводов) составляют в... 10 % объема ТБО.

Размещение заводов сжигания ТВО (схема III)
Рис. 4.6. Размещение заводов сжигания ТВО (схема III)

1 - город-центр; 2 — ведущий подцентр; 3 — низовой подцентр; 4 — площадка стоянки передвижной сжигательной установки (ПСУ); 5 — шлакоотвал; 6 — завод сжигания бытовых отходов с утилизацией тепловой энергии; 7 — пере­грузочная станция; 8 — полигон

Вариант, изображенный на рис. 4.5 а, содержит предложения по наименее изученным системам на 25...125 тыс. жителей с горо­дом-центром, где проживает 20...50 тыс. жителей. Размещение соору­жений центральное с одноэтапной доставкой на них ТБО. В каж­дом населенном месте проектируют стационарную площадку с подводом необходимых коммуникаций и устройством бункера-накопи­теля ТВО. В связи с малым объемом накопления ТБО в каждом от­дельном населенном месте системы в перспективе могут использо­ваться передвижные сжигательные установки (ПСУ) на автомобиль­ном, тракторном шасси, на железнодорожной платформе или на базе теплохода. ПСУ регулярно объезжают населенные пункты и сжи­гают в них отходы. В рассматриваемом варианте утилизация теп­ловой энергии не экономична.

Максимальный радиус системы составляет 300 км (зависит от возможности преодоления пути от крайней точки системы до горо­да-центра в ночное время за 6...8 ч). В пригороде города-центра пре­дусматривают шлакоотвал. Схема применена в ряде небольших ку­рортов Франции.

Варианты, изображенные на рис. 4.5 б, в, е, рассчитаны на при­менение стационарных заводов по сжиганию ТБО (ЗСБО) с ути­лизацией тепловой энергии. В оптимальном варианте ЗСБО разме­шают центрально, в пределах города-центра, что обеспечивает:

  • 1) круглосуточную и круглогодичную реализацию тепловой энергии;
  • 2) экономию на транспортировании ТБО;
  • 3) квалифицированное обслуживание.

Вариант, выполненный на рис. 4.5 б, рассчитан на применение в системе численностью 200...400 тыс. жителей (город-центр — 150... 800 тыс. жителей); ЗСБО расположен на одном земельном участке с автоколонной мусоровозов. Для наиболее удаленных подцентров системы принято двухэтапное удаление ТБО. Вариант используют для систем с центром в Пятигорске, Сочи, на Южном берегу Крыма.

Вариант, изображенный на рис. 4.5 в, рассчитан на применение в системе численностью 600...1200 тыс. жителей с городом-центром, вытянутым на 60...80 км (0,5... 1 млн. жителей). ЗСБО расположен в средней части города-центра (у его границы). Решение по созда­нию единого завода позволяет добиться экономии по приведенным затратам и трудовым ресурсам. По сравнению с вариантом, приве­денным на рис. 4.3 в, достигается экономия более 40 га пригород­ной земли.

Вариант, показанный на рис. 4.5 г, рассчитан на применение в системе численностью 1.5...3.5 млн. жителей (город-центр свыше 1 млн. жителей) и может быть с некоторымипоправками распрост­ранен на крупнейшие системы до 12 млн. жителей. Заводы разме­щены центрально, ТБО из подцентров транспортируют по двухэтапной системе.

Как и в схемах, приведенных на рис. 4.3 г и 4.4 г, выделяют подсистемы, куда входят планировочный район города-центра, тя­готеющие к выходящей из него автомагистрали подцентры с охва­том 0,8... 1,2 млн. жителей. ЗСБО совмещают на одной площадке с автоколонной мусоровозов. Размещаемые в ведущих подцентрах ПС также объединяют с автоколоннами.

В системах численностью 4,5... 12 млн. жителей акономичны под­системы, охватывающие 1.6...2.5 млн. жителей, а ЗСБО могут раз­мещаться в ближайших к центру ведущих подцентрах. Создание крупнейших ЗСБО в 2...3 раза сокращает затраты трудовых ресур­сов. Вариант использован в проекте схемы санитарной очистки Мос­квы, Будапешта, Милана, Парижа, Цюриха.

Таблица 4.6. Оптимальная численность сооружений по обезвреживанию и утилизации ТБО

Обслуживаемоечисло жителей,тыс. чел.

Число сооружений, шт.

Количество жителей, обслуживаемых одним сооружением, тыс. чел.

Обеспеченность сооружениями, %

Расстояние вывоза ТБО от центра сбора до сооружений,км

заводы

полигоны

всего

До 300

_

1

1

До 300

5... 15

350...500

1

1

2

150...350

100

15...25

550...850

1

I...2

2...3

250...550

100

20...30

1000...2000

2

2

4

350...850

50

20...40

3000... 5000

3

2—3

5-6

550...1500

33

20...75

Степень централизации сооружений в системе оценивают двумя показателями (табл. 4.6). Удельное число жителей групповой систе­мы, приходящееся на одно сооружение, составляет:

У = Н/С,

где Н — число жителей групповой системы, тыс. чел.; С — число со­оружений одного назначения.

Коэффициент, показывающий, какая часть жителей групповой системы приходится на одно однотипное сооружение, равен:

К = У·100%Н.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что оптимизация централизованных схем санитарной очистки дает эко­номический эффект и обеспечивает более высокое качество охраны окружающей среды.

Технико-экономическое сравнение децентрализованных и различных централизованных схем выполняют с учетом поиска варианта, требующего наименьших затрат:

Рекомендуемые масштабы региональных систем также приве­дены в табл. 4.6.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
  • Комментарии к статье
  • Вконтакте
  • Facebook

Содержимое второго блока